КИНО-ПАНК

Духи в тряпках: «Персональный покупатель»

Оливье Ассайас – непризнанный талант, признанная бездарность и одна из самых противоречивых фигур в новом европейском кино. «Персональный покупатель», получивший ветку за лучшую режиссуру, был освистан публикой и скромно примостился на задворках проката. Позиционирование фильма строилось на отсылке к знаменитой мелодраме «Париж, я люблю тебя», в которой Ассайас мелькнул постановщиком одной из двадцати двух новел. О его сольных заслугах ничего не сообщалось.

Сюжет «Покупателя» вежливо игнорирует правила классической драматургии. Американская девочка живет в Париже и работает закупщицей тряпок для состоятельной знаменитости. Ей отвратителен огромный каменный город, но она не спешит уезжать, потому что ждет звонка с того света от умершего три месяца назад брата-близнеца. Однажды на её мобильный начинают приходить загадочные СМС.

Заслужила ли картина награду в Каннах? Сложный вопрос. С одной стороны жесткая ирония над глянцевым миром богемы – это струйка свежего воздуха, среди массового стеба над молодежью, поглощенной интернетом. С другой, интересная идея воплощена вяло и скучно. Ассайас не сумел раскрутить Кристен Стюарт на яркое выражение эмоций, и юное дарование провело два часа экранного времени с каменной физиономией. Помимо этого, стараясь как можно сильнее насолить обществу потребления, режиссер потерял контроль над элементарным балансом, поэтому половина сцен состоит из крупных планов шестого «яблока» с открытым мессенджером. Похожая проблема встречалась в недавней премьере «Лев», там зрителей угощали рекламой сервиса от Google – «Планета Земля». Но «Льва» делал дебютант, а «Персонального покупателя» — автор двадцати трех полнометражных фильмов.

От обыкновенного прокатного триллера, в котором много загадок и крови, высказывание Ассайаса отличает неспешная манера повествования: долгие поездки на мопеде, диалоги, наполненные паузами, обилие немых сцен; от мистической сказки – нетрадиционно расставленные акценты. Призраки, извергающие плазму, не стремятся изумить или напугать героиню, они исполняют роль фона, простенькой декорации, появляющейся без определенной цели.

Фильм заканчивается интересной фразой: «Это ты, или это уже я?» Также стоит завершить и текст: «Оливье, это вы не смогли удивить? Или мы опять ничего не поняли?»

Благодарим портал «Киноафиша» за организацию пресс-показа в Санкт-Петербурге.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018