С чем только не сравнивают жизнь: Шекспир с театром, а многоуважаемый Феллини с дорогой. Приближаясь всё больше и больше к реализму, итальянский режиссёр решает показать жизни героев из самых разных социальных групп: проститутка (Ночи Кабирии), циркачи (Дорога), знаменитый журналист (Сладкая жизнь), режиссёр (8 с 1/2). Картина не зря названа «Дорога» — где же ещё проходит вся жизнь артистов путешественников. Их дом — это фургон, прицепленный к машине. Их заработок – это подаяния от зрителей.

Немного о сюжете: Рослый мужчина Дзампано приезжает во второй раз в мелкую деревушку, чтобы выкупить девушку у бедной семьи. Он уже выкупал там старшую сестру, но та со временем умерла. Причина неизвестна на протяжении всего фильма. Мать в тоже время не может отказать, деньги ей нужны, чтобы воспитывать и кормить других детей. Таким образом, слабая умом и странноватая дочурка (именно так о ней отзывается мать) уезжает работать ассистенткой Дзампано.

Очень сложно проследить, кто же является главным героем: Дзампано, рвущий грудью чугунные цепи, или Джельсомина? Весь фильм мы видим, как эта неразлучная пара скитается от одного города к другому и показывает одни и те же номера. Джельсомине нравится работать артисткой, веселить детей, однако, как принять этого мужлана, который ужирается вином и уезжает прочь с первой встречной бабой? А ведь на представлениях он называет её своей женой.

Не любовь, а привязанность – вот что Феллини показал на «ура». Джельсомина готова покинуть Дзампано, но кто с ним тогда останется, кто будет его единственной поддержкой и опорой? А быть может и он её любит – закрадывается мысль в голову Джельсомины. Ведь она ничего не умеет: ни играть на трубе, ни танцевать, ни готовить. Зачем он её при себе держит?

Впрочем, эти же вопросы возникают и у зрителя. Феллини не преподносит ответы на блюдечке. Он накаляет атмосферу до конца, до предела, чтобы провести жирную черту под выводом всей истории.

Джульетта Мазина, её лицо просто находка для Феллини. В «Дороге» её сравнили с морковкой, тогда как она просто очаровательнейшая актриса. Сыграть сначала обделенную умом циркачку, а потом проститутку из «Ночи Кабирии» — такая смена амплуа заслуживает аплодисментов, как и сам фильм.