КИНО-ПАНК

Река всегда движется: «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня» — это своеобразное слияние «На западном фронте без перемен» и откровений Иоанна Богослова. Кровавый реализм Ремарка смешанный с беспощадным концом света из Библии, это именно то, что Коппола хотел показать на экране. Визуальная сторона полна тёплых оттенков: преобладают желтый и красный – всё горит, повсюду кровь. Даже в моменты затишья, когда герои плывут сквозь зелёные джунгли, появляется цвет, разрушающий спокойствие и не дающий зрителю расслабиться. На войне нет места отдыху. Так, атмосферу постоянно разбавляют либо яркие дымовые шашки, либо туман, либо искры от пулемёта. «Апокалипсис» на половину состоит из музыкальных ям. Четверть часа спокойствия восполняются последующими пятью минутами экшена. Если изобразить на бумаге сюжетную динамику, то получится картинка пульса человека, кровь которого переполнена адреналином: пики и спады. Такой подход к повествовательной структуре равносилен пытке; веки зажимают специальными щипцами и заставляют смотреть на убийства под музыку Вагнера. С другой стороны, такая пытка помогает оставаться в тонусе и совершенно не мешает углубляться в философию сумасшедших персонажей.

Бессмысленная война – это апокалипсис. Вместе с понятиями «доброта» и «ценность жизни» мир теряет и разум. В фильме не встречается ни один человек, который был бы психически здоров. Завязка похожа на поиск пресловутого Годо: «Судить на войне за убийство это все равно, что штрафовать за превышение скорости на автогонках». В хаосе нет нормальных людей. Женщины являются символом похоти: они соблазняют мужчин своими голыми грудями и длинными ногами, совокупляются без разбора. Им не место во Вьетнаме. Исключение, пожалуй, составляет француженка с глухой плантации. Стоит отметить, что любви в «Апокалипсисе» мало. Даже пышущие молодостью солдаты устали от неосознанного кровопролития и потеряли все теплые чувства к своей родине. Горячие эмоции вызывают только письма из дома и невинная привязанность к щенку, но и этим всплескам суждено утонуть в океане скорби.

Есть такая история про Париж и людей, умирающих от голода. Они все сидят вокруг стола, и в тишине кто-то говорит: «Ангел пролетает», а кто-то другой отвечает: «Давайте его съедим». Плакать или смеяться над этой историей? По философии Копполы нужно делать и то и другое. Безнадежность апокалипсиса заключается в смешанности ощущений, которые во многом находят выражение через образ главного героя: «Ты есть на половину животное и на половину Бог. Вас двое: один убивает, другой любит». Протагонист пытается понять злого гения, пролить свет на обратную сторону медали. Полковник видел много, он видел истинную жестокость: силу духа людей, готовых отрезать детям руки, в которые была сделана прививка. В его словах есть правда: «Они имеют право меня убить, у них есть это право. Но они не имеют права судить меня!». Как сохранить рассудок в аду? Люди живут с автоматами в обнимку, наслаждаются запахом напалма, резвятся, расстреливая чарли* (вьетнамцев) с вертолёта, сидят целыми ночами в окопах и существуют мечтой о горячей брюнетке, мисс декабрь.

Американское вмешательство во Вьетнам длилось с 1965 по 1973. Трудно подумать, сколько жизней было поломано ради того, чтобы США в конце концов сложили оружие и отдали южный Вьетнам северянам. Однако картина нам подкидывает ненавязчивую мысль, которая выражается в следующих строках: «Почему нельзя наступить в одну реку дважды? Потому, что она всегда движется». Время идёт вперёд, а оплошать дважды, да ещё в таком масштабе, кажется, невозможным.

*Чарли – так стали называть вьетнамцев, следуя фонетическому алфавиту НАТО. VC – Viet Cong (Вьет Конг), по алфавиту V – соответствует Виктору (Victor), С Чарли(Charlie).

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018