Андрей Тарковский — легенда отечественного кино. О его фильмах написаны десятки научных работ, тысячи статей, миллионы рецензий. Ларс Фон Триер, Андрей Звягинцев и другие мэтры мирового кинематографа называют Тарковского учителем, посвящают ему картины. Одно из самых популярных произведений мастера — «Сталкер»; фантастическая драма по мотивам повести братьев Стругацких.

Действие разворачивается в «Зоне» — территории, закрытой для посещения. По слухам, там находится таинственная комната, исполняющая желания. Преступники, неудачники, отчаявшиеся и убитые горем странники рискуют жизнью в надежде отыскать источник счастья. Им помогают сталкеры – бродяги, изучившие «Зону» и её прихоти.

Протагонист – один из многочисленных проводников в засекреченную местность. Он ведет писателя и профессора. Они подолгу молчат, иногда бросают отрывистые фразы, но мистическое место, царство природы, окружает их, проникает в мозг, раскрывает души. Сталкер преследует четкую цель, он жаждет понять, что такое счастье, из чего оно состоит.

Структура фильма линеарна. Экспозиционная часть растянута примерно на час экранного времени, переход к развитию действия практически незаметен. Кульминационный эпизод разворачивается в «Мясорубке». Нетрудно догадаться, почему сырой и мрачный туннель назван столь кровожадно. Многие исчезнут, сгинут, так и не добравшись до лучей света.

«Сталкер» напоминает притчу, наполненную безнадежностью и страхом. В образе главного героя отчетливо выражены черты мифологического лодочника — Харона. Он обречен плестись по зарослям и топям, встречать и провожать, искать истину. Конечно, Тарковский не был бы признанным гением, если бы вплетал в картины по одной отсылке. Он скомпоновал в визуально-диалектических подтекстах глобальные проблемы современности, религиозные мотивы, личные переживания. Не забывайте, о его фильмах написаны десятки научных работ, тысячи статей, миллионы рецензий.