Впервые можно согласиться с точкой зрения Кудрявцева, назвавшего «Лодку» самым мужским военным фильмом. Не фотографируйте их, подождите месяц, пока отрастут бороды. Хронометраж пугает только трусов (длина режиссерской версии – 5 часов). Но поверьте на слово, одна ночь в компании истощенного, замученного духотой экипажа субмарины U-96, заменит в вашем сознании все патриотические выпады Федьки Бондарчука.

В замечательном немецком сериале «Наши матери, наши отцы», звучит мысль, что война – это не череда битв, а бесконечное ожидание между ними. В заметках поэта-фронтовика Симонова война символизируется с бессонницей. «Лодка» отражает и обобщает все представления о самом кровавом и затяжном конфликте в истории человечества, обгоняя на три корпуса советские и российские эпосы, преподносящие немцев тупыми полуроботами, а русских неунывающими парнями с рулонами шинелей за спиной.

Петерсен сумел превратить, по сути камерный фильм, в многогранный алмаз. Зритель, привыкший отслеживать историческую достоверность, увидит и обряд «омовения» перед затяжным походом, и работу бортмеханика, и каждый прибор крупным планом. Послушает истории о теплой влаге соседа (обычно подводники времен Второй Мировой делили одну койку на двоих, чтобы экономить пространство в лодке), о красивых француженках, и о том, что готовы сотворить 52 мужика из консервной банки с упомянутыми француженками. Киноман-пацифист, проникнется любовью к капитану, критикующему Гитлера, возможно, уронит слезу, осознав, что не звери топили эсминцы и корабли с раненными, а люди, чувствующие, понимающие, но безвольные перед каменным взором Третьего Рейха. Философы, сравнят субмарину с лодкой Харона, или ковчегом, потерявшим курс.

Подводная лодка (Das Boot, 1981)

Учитывая, что основная идея «Кино-панка» рассматривать фильмы с точки зрения экспрессионизма, то есть выстраивать тексты вокруг эмоционального заряда, заложенного в картину, и оставлять технические замечания для сочинителей с других порталов, то «Das Boot» несомненно “наше” кино. Словно молниеносная торпеда ударяет в грудь сильное и смелое высказывание немецких постановщиков. К просмотру обязательно!