Эта заметка не о кино, и даже не о музыке. Целая эпоха промчалась над Британией за короткие десять лет. Байку о концерте «Sex Pistols» 20 июля 1976 и несчастном количестве фанатов, позже переросших в элиту рока, слышали многие, историю о великой и светлой любви Сида к Ненси тоже. Только мало кто задумывается, что за всеми этими мирскими радостями, разочарованиями простых оборванцев с окраин Лондона скрывается культурологическая революция, превознесшая народное искусство повыше, чем все советские агитационные мероприятия. Я не оговорился – именно «народное» искусство. Главный принцип панк-рока: «Музыка должна быть такой, чтобы любой пацан мог взобраться на сцену и без проблем начать рубить не хуже профессионалов». И, конечно, бунт. Не обязательно против правительства или государства, можно ненавидеть общество, свою скучную жизнь, попсу. Как же ликовала моя душа, когда Роттен в 2012 году послал нахуй олимпийский комитет с их предложением выступить на закрытии летних игр. Вот они отголоски начала восьмидесятых, ни до конца зажрался мир вылизанными записями да подтянутыми вокалами.

К фильму. Сюжет красив, линеен, строго биографичен, кропотливая постановка каждой сцены подкупает даже зрителей далеких от музыки. Если у Ахматовой перепутанные перчатки символ душевных терзаний, то у Кокса сбитый значок «Ройса» — к ликованию внутреннего мира персонажей.

Бабы и творчество, никогда не были совместимыми понятиями, даже для панков. Представьте, как бы выглядела Клементина из «Вечного сияния», родись она на двадцать лет раньше? Ненси и Клем одинаково импульсивны, обворожительны и раскрепощены, и даже совершают аналогичные жесты при знакомстве с протагонистами – одна без спроса хватает куриную ногу, другая в наглую забирается под одеяло между двумя парнями, как будто говоря: «Это я, уже не отвяжешься». И начинается падение, кадр за кадром рокочущая, грязная атмосфера затягивает, подобно гниющему болоту, и бренчит пауэр-аккордами над головой, и лупит расстроенным басом в затылок. И финал. И титры. И наисветлейшие ощущения! Красивая, чистая любовь возносится над всеми телесными, человеческими пороками. Не героин сгубил уличного пса – Сида, его сожгла страсть, его испепелил рок.

Можно не согласиться, но «Сексы», и Вишес в том числе, ярчайшие представители современного искусства. У них не было мастерства, высоких моральных убеждений и благих целей, например, помочь детям Африки, или подкинуть денег больным раком, они просто руководствовались душевными порывами и долбили в своё удовольствие. Честно и громко. Фильм сохранил эти чувства. Смотреть!