«Дилер» — лучшая криминальная сага современной Европы. Три фильма, три главных героя, один город. Трудно представить, как режиссер-дебютант Николас Виндинг Рефн (NWR) смог создать вселенную, в которой десяток персонажей будет доказывать свою правду, выживать по своим правилам. Картины, объединены общим стилем, но, в целом, совершенно не похожи, поэтому рассказать о них в рамках одного теста не получится.

Первая часть «Дилера» поражает динамичностью и жестокостью. Драки, погони, перестрелки – классические ингредиенты для фильма, посвященного парням, враждующим с законом. Большинство сцен снято подвижной камерой, много длинных «проходок». Коридоры, подворотни, оживленные улицы Копенгагена. Сухой язык повествования и блеклая цветовая гамма красноречиво объясняют: «Шуток не будет». При этом автора невозможно обвинить в отсутствии вкуса; презентация персонажей под рок-н-ролльный аккомпанемент – одна из самых запоминающихся вещей в мировом кинематографе.

Сюжет выстроен вокруг мелкого торговца наркотиками, задолжавшего крупную сумму влиятельному поставщику. Он, словно рыба, попавшая в сеть, крутится, бьется, но только сильнее застревает в смертельной западне. Он знает, что в мире, управляемом порошком, отрезанные пальцы – пустяк, простреленная голова – спасение (главного героя играет Ким Бодния – сильнейший актер скандинавской киношколы, достигший мировой славы благодаря сериалу «Мост»).

Рефн мастерски жонглирует зрительскими чувствами. С одной стороны, протагонист вызывает симпатию; человек, ступивший на ложны путь, заслуживает прощения. С другой – отвращение. Он груб с подругой, но жалок перед матерью, жесток с партнерами, но мягок с боссами. Можно ли его назвать мужчиной?

Конечно, «Дилер» лишен подтекста, изящества, символизма и других литературно-кинематографических красот, присущих более поздним работам NWR, но он честен и заряжен замечательной идеей – не нужно думать, что ты лучше всех, особенно, если пытаешь играть крутого парня.