Проснулись на побережье и поперлись в город, искать приключения на исколотые задницы. Вот с таким сюжетом Ленни Абрамсон дебютирует в кино. «Адам и Пауль» фильм настолько специфический, что без бутылки невозможно разобраться, какой категории зрителей его посоветовать. С пацанами посмотреть да посмеяться не выйдет – не смешно. С бабой глянуть да пообжиматься – тоже плохая затея. Ни романтично, ни грустно. Единственное исключение — фанаты Ирландии, те, для кого имена Йен Фитцгиббон, Дилан Моран, Марк Доэрти не пустой звук.

Адам и Пауль — наркоманы, совсем недавно сдох их друг, поэтому намечается поминальная вечеринка, на которой вряд ли кто обрадуется их появлению. Они таскаются от района к району исключительно пешком. Кстати, пешие прогулки – единственное, что объединяет фильмы Абрамсона. «Пойду, бока разомну» — говорит тип из «Заправки». Он маленький, недалекий человек и бежит от реальности самым примитивным способом. «Я воздухом подышать» — бубнит Ричард родителям в следующей картине (Что сделал Ричард). Только обвиваемый морским бризом, монотонно шагая по песку, он вытряхивает из головы дурные мысли (иными словами, возвращаются к реальности, повторяюсь, дабы провести параллель). То же самое совершает Глисон во «Френке», бродя в последней сцене вдоль улицы. Только Глисону младшему приходится избавляться от мыслей о славе и поклонницах. Теперь, когда до идиотизма подробно разжёвана мысль, что Абрамсон заставляет персонажей гулять, чтобы перенастроить их психику либо на уход от реальности, либо возвращение в неё, оцените беспрерывные скитания Адама и Пауля. 90 минут в пути, то на одной стороне сознания, то на обратной. И только раз завладев машиной, они разбивают её, чтобы продолжить странствия в мир отчуждения.

Адам и Пауль

Единственное чувство, которое пронизывает весь фильм от начала до конца – жалость. Ленни в отличие от Бойла залез на самое дно, чтобы отыскать частичку светлого в мире униженных, слабохарактерных, обреченных, а не замутить крутое кино про угарную житуху под кайфом. На Пауля невозможно смотреть без умиления (на фотографиях он в синей олимпийке). Его оттопыренные уши, корявая походка, тупая улыбка врезаются в память. Почему ты такой? Парень, ты ведь главный герой, стань счастливым, разрушь драматичную серую атмосферу фильма. А он способен обрести счастье, только подобрав с земли крохотный кулек с героином.

Несколько слов о том, почему комедии из «Адама и Пауля» не получилось. Как известно, самые смешные ситуации — жизненные, а от жизни Лени оставил рожки да ножки. Рваная болгарская куртка, пакетик из-под чипсов вместо туалетной бумаги – это забавно, но было бы куда более забавно, если бы данные предметы попали в руки настоящих людей, а не двух интеллигентных наркозависимых оболочек. Последняя сцена, между прочим, подтверждает, что человеческого у Адама и Пауля осталось совсем чуть-чуть. Одна кожа, наверное.