Неоднозначный, эротический, сумасшедший – пожалуй, так можно описатьmфильм Михаэля Ханеке. Главная героиня — преподавательница в консерватории и виртуозная пианистка, которая видит мир совсем иначе. Живя под крылом матери, постоянно посвящая себя музыке, она не знает, что представляет реальная жизнь. В общем можно выделить два основных аспекта фильма, которые явно бросается в глаза. Первый – родительское влияние на детей. В людском мире главной целью по-прежнему остаётся дать жизнь новому поколению. Вот только если сравнить с животными то те, вырастив детёнышей до определенного возраста, отпускают их в свободное плавание. Человек, в свою очередь, держит своё чадо подле себя и заставляет его делать всё, как захочет он, а не ребёнок, таким образом, самоутверждаясь или пытаясь реализовать в нём свою жизнь. Мать Эрики похожий экземпляр. Она всегда хотела быть в высшем обществе. Классическая музыка – то, что любят высоконравственные люди, поэтому дочка и должна была посвятить всю свою жизнь только музыке и своей матери. Девочка росла в выдуманном мире. Если в подростковом возрасте у всех начинаются романы с молодыми людьми, то у неё был роман с Шубертом. Родительское влияние прослеживается и в истории одной ученицы консерватории. Она повредила руку, на это мать сказала: «Какая потеря. Мы столько сил приложили». Данное высказывание приводит Эрику в недоумение: «Кто мы? Это ваша дочка приложила усилия».

Выдуманный мир Эрики – это второй аспект. Фильм можно поделить на две части: первая – любовь к Шуберту и удовлетворение своих садомазохистских желаний. Ей верится, что побои, связывание – это пик удовольствия, хотя ничего из этого она никогда не пробовала; вторая – столкновение с реальностью. Повстречавшись с юношей, который воспылал к ней чувствами, она не знает, что с ним делать. Ради любви к Шуберту она готова навредить своей ученице, ведь только она, Эрика, достойна играть его концерт, а не какая-то молодая девица. А вот ради молодого человека она не готова снизойти до романтики.

На протяжении всей ленты постоянно звучат два имени: Шуман и Шуберт. Любимые композиторы Эрики. Так, последний всецело занял место в её сердце, а первый захватил её разум. Как известно, в какой-то период свой жизни Шуман сошёл с ума. Его часто посещали мысли о самоубийстве, у него была постоянная депрессия. Так и Эрика гонится за прекрасным в порыве своих сумасшедших мыслей.