КИНО-ПАНК

А нам понравилось: «28 панфиловцев»

В истории российского кино произошло замечательное событие – на экраны вышел фильм «28 панфиловцев», рассказывающий о подвиге бойцов красной армии, задержавших наступление фашистских войск под Москвой. Бушующие в мировой сети споры о том, существовали ли двадцать восемь героев в реальной жизни, или были выдуманы советской пропагандой, беспредметны и бессмысленны. Творение Андрея Шальопы – это не пустая реконструкция событий 75-летней давности, это целостное произведение, раскрывающее темы народного братства и патриотизма.

Фабула картины разрезана на две части: подготовка к обороне рубежей, расположенных недалеко от поселка Дубосеково в Московской области, и военные действия, развернувшиеся 16 ноября 1941 года между неравными силами вермахта и красной армии. В экспозиционной части представлены персонажи, отчерчена атмосфера. Белоснежные поля, хвойные перелески и злобное жужжание немецких истребителей над головами. Бойцы изображены реалистично. Они не бросаются рассказывать трогательные истории, подобно голливудским куклам, они общаются на живом языке, в партитуре которого смешаны украинские, казахские и узбекские акценты. Диалоги в «Панфиловцах» емкие, меткие, авторам хватает нескольких фраз для полноценной обрисовки характера персонажа. «А казах не русский что ли?» — удивляется пулеметчик. Ему безразлична национальность товарища, на войне нет времени разбираться в подобных мелочах. Если они сражаются на одной стороне, значит они единая сила.

Завязка, кульминация и финал фильма сплетены в плотный клубок драматических событий, который не следует разматывать и анализировать отдельными кусками. Просто начинается наступление, атака следует за атакой. Немецкие солдаты показаны схематично, их серые силуэты, символизируют злость, агрессию, угрозу многострадальной русской земле. Тем не менее, картина не скатывается в артхаус, место действия, время, расстановка сил конкретизированы предельно точно. Помимо этого кинематографическая пластика «Панфиловцев» изобилует множеством деталей. Во вступительной части фабулы представлены элементы быта советской армии: заготовка дров, тренировка с фанерным танком, строительство муляжей. Во второй, наиболее динамичной, части внимание к деталям становится более пристальным: недокуренная сигарета, вкладываемая в специальный мешочек, землянка, закрываемая куском тряпки от холода, махорка за пазухой.

Режиссерское мастерство Андрея Шальопы проявляется в удивительном соблюдении эстетического баланса. Героизм выражен ярко, но не доведен до демонстративно-пафосного уровня; трагизм слегка приглушен, над погибшими не проливаются реки слез, раненые не вскакивают с носилок. Истинный масштаб трагедии открывается в панорамных кадрах, на которых дым, поднимающейся с земли, окутывает обгоревшие останки Pz.Kpfw. В одном из диалогов бойцы вспоминают подвиг спартанцев, но принимают его за «брехню». Интересно, но нечто греческое в ленте все-таки присутствует. По мнению древних жителей Балканского полуострова, самое главное в любом деле – чувство меры. Именно это чувство удивительно развито у создателей фильма.

Конечно, все мы понимаем, почему отечественное кино о войне воспринимается в штыки общественностью, также мы понимаем, благодаря каким проектам сложилось подобное отношение. Но «28 панфиловцев» — совсем другой фильм. Он не о войне, не о величии державы, а о людях, настоящих героях, которым некуда было отступать.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018