КИНО-ПАНК

Чёрный ангел: «2pac: Легенда»

История жизни Тупака — это то, что каждый себе представляет, когда слышит словосочетание «чёрный рэпер». Рос в гетто без отца, среди грязи и крэка, читал рэп, отсидел, забился татуировками, его заметили и вот он уже на пике славы, обвешался золотыми цепями, живет на вилле, в гараже которой стоит несколько суперкаров, а в итоге — погибает в перестрелке. Фильмы с похожим сюжетом можно выпускать хоть каждый день, меняй только главного актера и вписывай новое имя в название. Однако, ленту про самого известного рэпера сняли только через 20 лет после его смерти, видимо, на волне успеха «Голоса улиц».

2pac: Легенда можно смотреть, зная о главном герое абсолютно всё, а можно — свежим взглядом, лишь смутно зная о существовании рэпера и о его, видимо, сильном влиянии на часть западной культуры. Второй вариант больше подходит для нашей части света. Нужно понимать, что личность самого Тупака весьма загадочна, интересна и неоднозначна. Его жизнь — короткая вспышка, озарившая и возвысившая рэп-культуру; творчество Тупака придало новый смысл этому виду искусства: быть рупором общества, говорить о наболевшем, показывать правду реальной жизни. Можно ли сделать такой вывод после просмотра фильма? Едва ли.

Фильм художественный, но снят в полудокументальном стиле. Половина картины проходит в формате воспоминаний, вызванных интервью. Такой прием развязывает режиссёру и сценаристу руки, но хорош он для биографии ныне живущего человека, чтобы можно было выйти из приема безболезненно: здесь же его бросают на полпути. Остальная часть фильма — взгляд со стороны, но слишком субъективный, чтобы казаться реальным. Иногда вставляют какие-то реальные кадры с камер и фотографии, чтобы мы не забыли, что это было на самом деле. В итоге объективности не хватает, а значит, хромает и реализм: как сам фильм, так и сама «Легенда». Тупак получился весьма неубедительным среднячком, причём очевидно возвышенным, обелённым (никаких расистских шуток!) и можно даже сказать богоподобным. Рэпер похож на ангела во плоти, который совершенно случайно начинает палить посреди улицы в обычных хулиганов. До крайности идеализированная штука, которую преданные фанаты должны были бы проглотить, не подавившись. Таким героям верить сложно, а вникая в реальные биографические факты, становится совсем не по себе от явно халтурной проработки главного героя. Преимущество Деметриуса Шиппа (исполнитель роли Тупака) только в его довольно сильном внешнем сходстве с Тупаком. Этого бы хватило для второстепенной роли, но здесь слишком хорошо видны посредственные актерские навыки и излишняя пафосность (даже для рэпера). Кстати о правдоподобности: ребята, знакомые с Тупаком лично (вроде Джады Смит), отзываются о фильме исключительно негативно. Такой вот звоночек. У однобокости повествования может быть две причины: либо режиссер настолько влюблен в личность Тупака, что не хочет омрачать память о нем его неприглядными или даже грязными делами, либо, что вероятнее, Бенни Буму далеко наплевать на одного из самых влиятельных рэперов в истории, и он просто захотел влиться во все еще процветающий бизнес под названием «Тупак Шакур» и подзаработать на его имени денег. Нехорошо, Бенни, ребята с района такое не прощают.

Итак, понятно, что тут никудышно все — режиссура, сценарий, актерская игра: все скомкано и ничего толком не понятно. Однако отдельного комментария заслуживает перевод. Как обычно, рекомендация одна: смотрите без дубляжа, ибо от всех этих «эй, бро, ниггер» к концу фильма начинает потряхивать. Для сюжета важно содержание песен Тупака, поэтому не пустить субтитры к ним — было почти преступлением. А говоря о саундтреке — он, конечно, хорош настолько, насколько хороши песни Тупака (тут ваше субъективное мнение). Что хорошо в фильме — так это весь околорэперский антураж: разрисованные джинсовки, стильные очки, разноцветные кожанки, широкие джинсы и вечные банданы. Действительно интересное путешествие по моде 80-90-ых.

Иногда финал фильма способен совершенно изменить восприятие всей картины. Здесь ситуация лишь усугубляется: после покушения на именитого рэпера проходит каких-нибудь пара минут до титров. А где же размышления о преступнике? Где долгие попытки врачей спасти парня? Где этот нелегкий выбор матери отпустить сына?

Фильм выезжает только на известности самого Тупака и повышенном интересе к кинобиографиям рэперов. Он создан, чтобы пустить пыль в глаза привлекательной картинкой и проверенными хитами. Возможно, фанаты будут удовлетворены красивой сказкой, остальные, ожидая чего-то похожего на «Голос улиц», будут немного разочарованы, но не настолько, чтобы требовать вернуть деньги за билет. Единственное, с чем фильм справляется — он возбуждает интерес к личности Тупака Шакура, желание разрешить загадку его смерти, послушать его песни и, может, понять, как этот 25-летний парень из Гарлема мог вдохновлять миллионы людей по всему миру, и как он продолжает делать это до сих пор.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018