На протяжении последних десятилетий писателей, сценаристов и режиссеров не на шутку беспокоят вопросы о том, куда же катится наш мир и что же будет с нашей планетой. Романы-антиутопии, отвечающие на эти вопросы, распродаются с неимоверной быстротой, и чуть ли не все они уже были экранизированы. Но у Хатема Храиче рождается свое мнение, которым он, конечно же, стремится с нами поделиться в своем дебютном фильме «Орбита 9». Однако главный вопрос, который возникает после просмотра этого фильма: «А где, собственно, это мнение?»

Начиная с романа «О дивный новый мир», антиутопии по законам жанра должны были нести в себе предостережение обществу. «Орбита 9» имеет для этого прекрасный фундамент — действие происходит в мире, где люди готовятся к переселению на новые планеты, так как Земля скоро станет непригодной для жизни. Так и напрашиваются рассуждения об экологических проблемах, и кажется, что герой, как в голливудских фильмах, сейчас спасет весь мир… Но нет. Спасает он лишь несчастную подопытную (одну из десяти!), в которую успел по непонятным причинам влюбиться после одной совместной ночи.

В поисках интересной завязки Храиче забывает об одном немаловажном компоненте сюжета — логике. Непонятно, почему герой, проработавший много лет над экспериментом, вдруг решает перечеркнуть все плоды своей деятельности по спасению человечества ради девушки, которую видел единожды? И если он понял, что в симуляторах живут настоящие люди со своими эмоциями и желаниями (о чем он, кстати, знал и до этого), то почему не спас остальных?

Фильм претендует на философское размышление о том, что же ценнее: жизнь одного близкого человека или жизни миллионов незнакомых людей? Вопрос, конечно, довольно важный, но никого им в XXI веке уже не удивишь. Все, что остается сделать, — это дать ему новую, незаурядную трактовку, однако и с этим Храиче справиться, видимо, не удалось. Границы «хорошо» и «плохо» размыты, мы не сочувствуем героям, потому что не верим их любви, не понимаем их необдуманные действия и решения. Но самое печальное — мы не понимаем того главного посыла, который должен быть заложен в каждом фильме, то есть не понимаем самого режиссера. А это уже прямой путь к провалу.

Благодарим портал «Киноафиша» за организацию пресс-показа в Санкт-Петербурге.