КИНО-ПАНК
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
каталог лучших фильмов мира
 

После тебя, Сергей Безруков!

16 марта в прокат выходит фильм Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли. Это история балетного танцовщика, который на 20 лет отлучен от профессии, но в конце получает шанс реализовать главный проект своей жизни ценой самой жизни

После тебя, Сергей Безруков!

Образ Алексея Темникова, созданный Безруковым – пожалуй, самый неожиданный в его актерской карьере. Более циничного персонажа ему не приходилось играть. Гениальный танцовщик, и так с достаточно непростым характером, за годы бездействия создал себе непробиваемую маску-броню человека, холодного и равнодушного к окружающему миру.

О гениях принято говорить, что ничто человеческое им не чуждо. Но герой Безрукова опровергает это расхожее выражение. Ему, так называемое, человеческое подчеркнуто чуждо. Дети, родители, любимые женщины – все мимо. Единственная скрепа Алексея Темникова – это его гениальное дарование.

Сам актер утверждает, что в этом фильме почувствовал себя дебютантом: «В 42 года уже сложно найти что-то новое в своей профессии, возникает ощущение, что ты, вроде бы, все уже сыграл. Роль Темникова открыла для меня новые возможности, было интересно играть абсолютно закрытого человека, при этом – постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель».

«После тебя» – не производственный фильм из балетной жизни. И, тем не менее, балет в фильме присутствует. Один из самых известных молодых хореографов Раду Поклитару специально для фильма поставил балет «Симфония в трех движениях» на музыку Стравинского на сцене Мариинского театра. Массовый зритель, чьи эстетические пристрастия ограничены «Лебединым озером» и «Жизелью», сможет приобщиться к современному хореографическому языку. Сегодня «Симфония в трех движениях» – в репертуаре театра.

«Сценарий писался для Сергея Безрукова и под его возможности. И я не знаю, кто бы еще мог выстроить роль так, как сделал это Сергей, и даже просто – справиться с ней физически», –говорит режиссер Анна Матисон. В фильме только пятнадцать процентов танца исполняет дублер, премьер Мариинского театра Денис Матвиенко, все остальное танцует сам Безруков.

«После тебя» – это нарративное авторское кино (режиссер Анна Матисон соавтор сценария совместно с Тимуром Эзугбая), адресованное широкой зрительской аудитории. Границ жанра, как таковых, у фильма нет. Трагичен финал – и в то же время в фильме много смешных эпизодов, остроумных диалогов, при полном отсутствии какого-либо пафоса.

Фильм рассчитан на задумывающегося зрителя, на человека, который ищет ответа на вопрос «Что останется после меня?» Или, по крайней мере, готов задать его самому себе.

Главную женскую роль, дочери героя, исполняет двенадцатилетняя Анастасия Безрукова, однофамилица Сергея Безрукова. В фильме сильный актерский состав: Алена Бабенко, Сергей Газаров, Владимир Меньшов, Виталий Егоров, Тамара Акулова, Мария Смольникова, а также артисты Московского Губернского Театра – Карина Андоленко, Степан Куликов, Галина Бокашевская, Сергей Вершинин.

Дополняют этот ансамбль камео медийных лиц – Дмитрия Хрусталева, Аллы Духовой и, что особо подчеркивают создатели фильма, маэстро Валерия Гергиева.

В 2016 году фильм вызвал резонансное обсуждение на дискуссионных площадках «Кинотавра», получил многочисленные отклики в прессе.

В октябре 2016 года был с восторгом принят критиками и зрителями Токийского международного кинофестиваля. По просьбе организаторов вне регламента был показан дважды, оба раза с аншлагом. Права на фильм купила Япония и другие станы АТР.

СЮЖЕТ ФИЛЬМА

"Чтобы сделать что-то, нужно или от рождения быть отчаянным, или чтобы обстоятельства стали отчаянными" - так думает Алексей Темников, поставленный жизнью в те самые отчаянные обстоятельства, при которых остается ответить лишь на один вопрос: "что я оставлю после себя?" Вопрос, важный для любого мужчины, обострен до предела тем, что Темников - гений. Но гений - в прошлом. Травма, полученная на сцене в 90-ые годы, прервала его карьеру, а теперь, 20 лет спустя, прогрессирует, и совсем скоро Темников не сможет ходить, что для него равносильно смерти. Помочь или просто поддержать Темникова никто не может, и не потому, что нет желающих, а потому, что он сам этого категорически не желает. Тяжелый характер и неоспоримый талант превратили его жизнь в тотальное одиночество.

Когда-то Алексей Темников был артистом балета. И не просто танцором, а настоящей звездой. Он выступал в главных залах мира, все СМИ писали о нём не иначе, как о «молодом Барышникове». Его карьера оборвалась, когда он получил тяжелую травму позвоночника. После нее Алексей вернулся в свой родной подмосковный город с населением в 70 тысяч человек, и основал здесь танцевальную школу-студию.

С момента травмы прошло почти 20 лет, и мы видим обычный день из жизни Алексея, каких за эти самые 20 лет прожито уже тысячи. От дома до работы он доезжает на машине, хотя тот же путь пешком занял бы даже меньше времени. На работе - рутина. Нельзя сказать, что Алексей сильно вникает в дела школы. Люди приходят заниматься и приводят детей, в первую очередь, «на его имя», поэтому дела идут в меру хорошо, Алексею не надо вмешиваться. Единственная его прямая обязанность – это «ВИП-класс», который он проводит три раза в неделю лично. До и после этого занятия Алексей просто запирается на ключ в своем кабинете. Сегодня, правда, в кабинет всё же удалось проникнуть «постороннему» - Марине. Марина беременна от Алексея, срок уже поздний. Алексей помогает ей деньгами, но никакой инициативы жить вместе или жениться не проявляет.

Этот день, тем не менее, все же выделяется среди остальных. Одна из прошлых подруг Алексея – Ника - настойчиво требует встречи, на которой выясняется, что у Алексея есть дочь. Ей уже 12 лет. Алексея эта новость ни радует, ни огорчает. У него настолько апатичное отношение к жизни, что внезапное появление дочери ненамного интереснее, чем ВИП-класс три раза в неделю. Тем не менее, Алексей соглашается провести день с Кьярой (так зовут девочку).

Он занимается своими делами, а Кьяра просто присутствует. Но, раз уж они вместе, они все равно разговаривают, и Алексей ловит себя на мысли, что он уже давно не говорил ни с кем так долго. В чём-то он даже пытается запоздало воспитывать Кьяру, узнает, что она хочет танцевать и соглашается посмотреть ее. Но этого не удается сделать – Алексею внезапно становится плохо.

Алексей вместе с Кьярой едет к своему врачу в Москву. Врач сообщает, что старая травма дала о себе знать, она прогрессирует, и через пару месяцев у Алексея откажут ноги. Он не сможет ходить. Алексей молча выслушивает «приговор» и выходит из кабинета.

Из больницы он отправляется прямиком в Большой театр, где встречается с худруком балета Мартыновым. Выясняется, что все эти годы Алексей планировал постановку балета. Замысел масштабный – рассказать в танце историю сотворения мира с точки зрения физики – от большого взрыва до зарождения жизни. Вся постановка, от и до, сложилась в голове Алексея уже давно. Он знает каждое движение, но не решался поставить балет раньше из-за страха неудачи. Всё-таки он танцор, а не хореограф. Теперь же – всё равно, терять уже нечего.

Мартынов выслушивает идею. Алексей на сцене демонстрирует фрагменты балета. Очевидно, что Мартынов впечатлен замыслом, но отказывает. У них с Алексеем давние счеты, что, в общем, неудивительно. Кьяра, начиная искать в интернете всё, что только можно, про своего отца, узнает, что он был, мягко говоря, неприятным человеком с тяжелым характером и нажил много врагов.

Алексей возвращается в свой город. Он запирается в квартире и не хочет никого видеть, не ходит на работу. Вскоре, правда, он случайно устраивает в квартире потоп и на время ремонта ему приходится поселиться в своем кабинете в танцевальной студии. Это, как ни странно, действует на него благотворно.

Никогда толком не занимавшийся делами студии, Алексей решает навести здесь порядок. Он устраивает смотры, реорганизует танцевальный коллектив, но, к большому своему разочарованию, не видит никого достаточно талантливого, чтобы вложиться в него, как в ученика.

Зачем это Алексею? После провала с балетом, в его голове все время крутиться один вопрос: «Что я оставлю после себя?» И однозначного ответа Алексей пока не находит.

В этот момент в школу приходит один из выпускников – Рома. Рома рассказывает Алексею, что прошел прослушивание на танцевальное шоу на федеральном канале и просит поставить ему номер. Алексей, почти от отчаяния, соглашается.

Он ставит номер, и Рома выступает на шоу, что оборачивается полной катастрофой. Как только жюри выясняют, что номер ставил «тот самый Темников», они сразу обрушиваются с критикой и даже – прямыми оскорблениями. Номер признают провальным. Это видела вся страна и, конечно, весь город.

На следующий день после шоу Алексей только и слышит, как его обсуждают. Он отменяет свои занятия. Для него всё случившееся – не сюрприз. Он понимал, что Рома не сделает того, что Алексей от него требует. Дело не в номере, а в исполнении. Всё это он рассказывает Кьяре. За прошедшую неделю он сильно сблизился с дочерью, и сейчас он, кажется, впервые находит человека, с которым может говорить откровенно.

«Что останется после меня?» Этот вопрос всё еще актуален, и Алексей пытается убедить себя, что останется семья. У него есть дочь, а в перспективе – еще ребенок. Алексей встречается с Мариной и делает ей предложение. Он хочет растить ребенка вместе с ней.

В этом «примирении» проходит несколько дней. Алексей знакомит Марину с родителями, рассказывает всем про Кьяру, про свою болезнь… Его поддерживают, о нём заботятся. Любой другой на его месте был бы счастлив, насколько это возможно в такой ситуации. И Алексей тоже старается быть счастливым. Но ему звонят из Мариинского театра. Там узнали о его замысле и предлагают постановку. Алексей немедленно едет в Петербург. Он отменяет свадьбу с Мариной, ничего не говорит дочери – просто уезжает, бросает всё и начинает работу.

Месяц, отведенный на постановку, наполненный работой, проносится с той же скоростью, с какой проходил день рутинной жизни. Алексей работает на износ – не спит, почти не ест. Все мысли – только о будущем спектакле. При этом, ему становится всё хуже и хуже. Он чувствует, что прогноз врачей скоро сбудется, и он скоро не сможет ходить.

За несколько дней до премьеры Алексею исполнится 40 лет. По этому поводу его уже не раз приглашали на ток-шоу, посвященное его юбилею, но Алексей всегда отказывался. Теперь же он неожиданно соглашается. В студии Алексей рассказывает о своём балете, слушает гостей, бывших коллег. Его вновь обвиняют в том, что он поставил совершенно бесталанный номер для танцевального шоу. Алексей предлагает доказать обратное. Он хочет лично станцевать номер. И он танцует. Танцует гениально. Заходит на последний прыжок… и падает.

В финале мы видим документальный фильм, посвященный Алексею. В конце фильма – короткий титр: «памяти Алексея Темникова», из которого становится ясно, что своё последнее выступление он так и не пережил. Из этого же фильма узнаем, что балет Алексея прошёл с грандиозным успехом.

СОЗДАТЕЛИ О ФИЛЬМЕ

После тебя, Сергей Безруков!

Главный герой Алексей Темников появляется на экране с первой фразой: «да пошёл ты», садится в Феррари и уезжает. Темников – образ парадоксально притягательный. Может показаться, что «После тебя» - это история про балет. Или история про взаимоотношения отца с дочерью. Или про травму, изменившую жизнь. На самом деле, это фильм про характер.

Главный герой не имеет прототипа в реальной жизни. Идея этого образа и всего сюжета родилась из одной мысли: что будет, если лишить гениального человека возможности реализовывать свой гений? Притом – человека, которого это не сломает, он не начнет пить, не опустится, а продолжит жить и даже разумно распорядится имеющимися у него деньгами. Какой будет такая жизнь, и что должно произойти, чтобы герой вырвался из этого существования?

Как уже говорилось, «После тебя» - это фильм не про балет. Вы не увидите ни обычных закулисных интриг, ни перипетий, связанных с постановкой или исполнением. Фильм точно не про это. Тем не менее, балетная школа, отдельные танцевальные номера, а главное – полноценный спектакль, - все это требовало участия действующего хореографа. Большой удачей стало участие в проекте Раду Поклитару, одного из самых известных хореографов, работающих в направлении модерн. Раду непосредственно работал с Сергеем Безруковым, в результате, в кадре, лишь десять-пятнадцать процентов танца исполнено дублером (премьером Мариинского театра Денисом Матвиенко), все остальное танцует сам Сергей.

Фильм четко делится на три части. При просмотре все замечают, что картина снята в «одноплановой» манере, но важно увидеть, что этот прием начинается и заканчивается, после чего сменяется следующим приемом – классическим монтажом. Но и ему в третьей части фильма приходит на замену утрированно быстрый монтаж. В целом, это создает ритм всё ускоряющейся жизни главного героя.

Посмотрите на этот скрин, сделанный в «Яндексе», и вы поймете, какое количество людей, после просмотра картины, пыталось найти в сети информацию о настоящем артисте балета Алексее Темникове. Между тем, такого артиста не существует, но всё течение фильма работает на то, чтобы зритель с каждой минутой всё больше и больше верил в его реальность. По факту, можно смело сказать, что удалось создать байопик о несуществующем человеке. Во многом, такому восприятию помогает проведение съемок на исторический сцене Большого театра и в новом здании Мариинского театра, появление на экране в роли самих себя Раду Поклитару, Вячеслава Кулаева, Аллы Духовой, Дмитрия Хрусталёва. Отдельно хочется выделить участие маэстро Валерия Гергиева, эпизод с которым также крайне правдоподобен: действительно является тем человеком, который может неожиданно вмешаться в судьбу интересного творческого проекта и воплотить его на сцене. Мистификацию поддерживает и активное использование признаков современной жизни медийного человека: интервью на телевидении, ролики на YouTube, участие в настоящем ток- шоу «Пусть говорят», постоянное упоминание имени Темникова, как общеизвестного.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Сергей Безруков - Алексей Темников

«После тебя» - дебют Сергея Безрукова в авторском кино. В картине использован довольно редкий прием, когда главный герой присутствует буквально в каждой сцене, что, через некоторое время, дает полное погружение в его жизнь. С течением экранного времени мы все больше понимаем главного героя, его мотивации, его мысли, причины поступков, которые, будучи вырванными из контекста и показанными отдельно, однозначно осуждались бы, но каким-то странным образом к концу фильма мы перестаем судить и применять наши стандартные человеческие мерки «плохо – хорошо» к герою. Спасает и чувство юмора героя, который с иронией относится не только ко всему окружающему миру, но и к самому себе.

Анна Матисон, режиссер: «Удивительно, что Сергей, будучи одним из крупнейших театральных актеров, до сих пор не снимался в авторском кино. Тот образ, который вы увидите в фильме, на мой взгляд, - это стопроцентное перевоплощение, просмотра фильма, начинают искать в интернете, кто такой Темников. Вы не встретите ни одного клише, которые традиционно используют, приглашая Сергея на ту или иную роль. Сценарий писался специально возможности, и я не знаю, кто бы еще мог выстроить роль так, как сделал это Сергей, и даже просто – справиться с ней физически. Недостаточно сказать: «наш герой – бывший танцовщик балета», мы должны это видеть в каждом шаге, в каждом взгляде, в осанке и жестах. Более того, Сергею нужно было танцевать в кадре самому».

Сергей Безруков: «Это совершенно новый я, таким меня еще никто не видел, и, честно говоря, я сам, отсматривая материал, себя не узнаю. В этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом. В 42 года уже сложно найти что-то новое в своей профессии, возникает ощущение, что ты, вроде бы, все уже сыграл. Роль Темникова открыла для меня новые возможности, было интересно играть абсолютно закрытого, скупого на любые эмоциональные проявления человека, при этом – постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель».

Настя Безрукова - Кьяра

Главная женская роль тоже писалась под конкретную актрису – 12-летнюю Анастасию Безрукову. Помимо того, что Настя является одной из самых красивых девочек-моделей в мире, она прекрасно показала себя в предыдущей картине А.Матисон «Млечный путь». В «После тебя» Настя исполнила роль Кьяры, уже взрослой дочери Темникова, о существовании которой он не подозревал.

В РОЛЯХ

Сильный актерский состав – обязательное условие для подобной картины. Помимо актерского дуэта двух артистов-однофамильцев Сергея и Анастасии Безруковых, в фильме приняли участие Алена Бабенко, Сергей Газаров, Владимир Меньшов, Виталий Егоров, Тамара Акулова, Мария Смольникова, а также многие артисты МГТ (Московского Губернского Театра) – Карина Андоленко, Степан Куликов, Галина Бокашевская, Сергей Вершинин и так далее.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ

• Самая длинная сцена в фильме, снятая одним планом, состоит из 8-ми эпизодов;
• На столе у Темникова лежит фотография Майи Плисецкой, а на стене кабинета нарисовано граффити с ее изображением;
• В квартире Темникова и его кабинете можно увидеть много деталей, говорящих о том, что он занимается боксом, так же, как и Сергей Безруков;
• Вся постановка балета «Симфония в 3 движениях» снималась практически в документальном режиме во время настоящих репетиций;
• Балет «Симфония в 3 движениях» реально включен в репертуар Мариинского театра;
• Во время съемок сцены с проездом троллейбуса мимо Кремля, перерывы между дублями достигали полутора часов в моменты, когда ФСО останавливали съемки, чтобы пропустить президентский кортеж;
• В фильме снимался Алексей Ягудин, но сцена с его участием была вырезана из-за технического брака. Его изображения остались только на футболке Кьяры, которая является его поклонницей, а также на плакатах в ее комнате;
• Анастасия Безрукова – однофамилица Сергея Безрукова;
• Александр Сиваев, играющий художника по свету, на самом деле действительно является художником по свету, лауреатом «Золотой маски».

 

Пресс-релиз компании
«Централ Партнершип»

10.02.2017