КИНО-ПАНК
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
каталог лучших фильмов мира
 

VIII Фестиваль зеленого документального кино ECOCUP пройдет в Москве

С 24 февраля по 2 марта в Москве в восьмой раз пройдет фестиваль зеленого документального кино ECOCUP и впервые площадкой проведения мероприятия станет киноцентр «Октябрь» на Новом Арбате

VIII Фестиваль зеленого документального кино ECOCUP пройдет в Москве

Начиная с 2010 года, киносмотр привозит лучшие документальные фильмы, посвященные экологическим проблемам и поиску их решений. ECOCUP строго придерживается международных принципов проведения «зеленых» мероприятий.

Анастасия Лаукканен, программный директор ECOCUP: «Мы стараемся как можно меньше использовать печатные материалы, а если и печатаем, то на обрезках производства и старых календарях, - такая опция есть в Москве, или на переработанной бумаге, используя принтеры на воске. Мы не используем пластиковые стаканчики, пакеты или одноразовую посуду, практикуем раздельный сбор мусора, не раздаем воздушные шарики, которые не разлагаются, а также выбираем те площадки, до которых можно легко добраться на общественном транспорте, оставив личный автомобиль дома. В этом году мы планируем возместить эко-след мероприятия и посадить деревья».

Алтай, Якутия и Чернобыль, пигмеи Баака, связь изменения климата и Пентагона, поиск нового смысла жизни и мед, - лишь некоторые из тем, которым посвящены фильмы из программы ECOCUP 2017. На фестивале будет показано 10 новых картин, среди них: "Век последствий" - российская премьера, которую уже называют «Новой неудобной правдой» - интервью военных руководителей и экспертов из США на тему изменений климата и последствий этого явления в масштабах планеты; «24 снега» - российский фильм-участник параллельной программы 67-го Берлинского кинофестиваля; «Бабушки Чернобыля» - неожиданный и трогательный фильм, посвященный нескольким бабушкам, которые вернулись в закрытую зону рядом с Чернобылем и другие.

Впервые фестиваль покажет несколько отечественных фильмов, которые сейчас с успехом завоевывают международную сцену. «Выходные российского эко-дока» пройдут в киноцентре «Октябрь» 25 и 26 февраля. В рамках этой программы предусмотрены встречи с создателями картин-участниц.

Анастасия Лаукканен, программный директор ECOCUP: «Каждый год мы привозим фильмы, которые ломают все стереотипы об эко-документальном кино как об узком и скучном жанре. Зеленое кино сейчас снимают все, от Леонардо ЛиКаприо до Мартина Скорсезе, оно завоевывает Оскары, его не только интересно смотреть, это фильмы, которые меняют. Не только людей, но и целые законы».

24 февраля VIII ECOCUP откроется российской премьерой документального фильма «Рожденные свободными» совместного производства России и Великобритании. Это первый российский фильм-расследование, погружающий нас в одну из самых закрытых и коррумпированных сфер бизнеса - международную торговлю морскими млекопитающими для индустрии развлечений. Торговлю, в которой одну из ключевых ролей играет Россия. Проект был высоко оценен международными кинокритиками и получил сравнение с нашумевшими американскими картинами Blackfish («Черный плавник», реж. Габриэла Каупертвэйте, 2013) и оскароносной «Бухтой» (реж. Луи Сахойос, 2009).

Перед премьерой фильма запланирован фуршет от партнера Фестиваля зеленого документального кино ECOCUP компании «Мистраль алко».

2 марта, на закрытии фестиваля, состоится российская премьера фильма «Охотники за медом», обладателя «Зеленого Оскара» (премия «Золотая Панда»), рассказывающего о мире природы и людей с точки зрения роя диких пчел. Используя самое современное съемочное оборудование, зритель совершит невероятное путешествие в заповедные леса Южного Урала, где сохранился бортевой промысел - древнейшая форма пчеловодства. Узнает, как в Непале местные охотники за медом, рискуя жизнью, взбираются на крутые утесы скал, чтобы забрать мед у самых крупных и опасных пчел в мире. Увидит, как в Европе возрождают традиционный промысел в самых необычных местах, начиная с модного торгового центра в Варшаве и заканчивая крышей собора Парижской Богоматери.

Кроме кино Фестиваль готовит параллельную образовательную программу с гостями из США, Германии, Италии и Испании, которые приезжают специально для мастер-классов и даже целых учебных курсов. Фестивали короткометражного кино в Европе, зеленые технологии в кинопроизводстве как новый мировой тренд, съемки фильмов в экстремальных условиях – в джунглях и под водой и многое другое.

Международный фестиваль зеленого документального кино ECOCUP – единственный российский член международной сети фестивалей экологического кино FreenFilm Network.

ПРОГРАММА ECOCUP-2017

Фильм открытия

Рожденные свободными / Born to be free (Режиссер Гаянэ Петросян; Великобритания, Россия, 2016)

Фильм стал известным еще до своей премьеры, а среди своих многочисленных зарубежных поклонников получил название Russian “Blackfish” (в честь нашумевшего американского фильма о содержании косаток в неволе).

“В нашей стране мало кто задумывается о том, что на самом деле стоит за “улыбками дельфинов” в дельфинариях. Как именно попадают в неволю дельфины и белухи, какова истинная цена таких привычных нам шоу? Отлов, условия транспортировки и передержек, раскормка (приучение к мертвой рыбе) – этот путь не выдерживает и половина морских млекопитающих, погибая еще до того, как станут артистами…

Эта индустрия – очень прибыльный бизнес мирового масштаба, в котором крутятся большие деньги. И хотя Россия сегодня единственный поставщик белух и косаток в океанариумы мира, эта проблема не имеет географических рамок.

Конечно, в фильме, который снимают фридайверы, не может не быть красивых подводных съемок, уникальных свидетельств общения свободных дельфинов и ныряльщиков. На Черном море под водой снимали Андрей Лагутин, известный фридайвер, спортсмен, подводный охотник, многократный победитель международных соревнований, и Юлия Петрик, мастер-инструктор Aida, подводный фильммейкер, первая российская чемпионка по фридайвингу, призер международных соревнований. Юлия – основательница самой первой в России школы фридайвинга Homodelphinus.

Автор оригинальной идеи и креативный продюсер фильма, участник расследований, оператор на суше и под водой – Татьяна Белей – человек, который давно сочетает свою страсть к морю и профессиональное творчество. Она сценарист и ведущая ТВ программ, автор и участник подводных съемок, инструктор школы фридайвинга Homodelphinus.

Фильм закрытия

Охотники за медом / Łowcy Miodu (Режиссер: Кристиан Матысек; Польша, 2016)

Мир людей и природы с точки зрения роя пчел.

Чтобы показать зрителю законы жизни пчел изнутри, камера ныряет в дикое улье, пробуренное в стволе старого дерева. Как рождается пчела, как рабочие пчелы заботятся о королеве-матке и как защищают улей от нежелательных вторжений — камера фиксирует с максимальными подробностями. Воистину, каждое улье — космос в миниатюре!

А еще камера будет гулять по крышам собора Нотр-Дам в Париже и небоскребов Варшавы, по лесам Башкортостана и Непала. Чтобы рассказать истории тех людей, которые благодарны пчелам за миллионы лет кропотливого строительства природной среды нашей планеты, и обеспокоены тем, что из-за синдрома CCD по всему миру они начинают умирать миллионами.

Несмотря на разность культур, городские и дикие пчеловоды уверены, что сегодня можно протянуть руку прошлому и помочь пчелам вернуться к сбалансированным отношениям с природой и современным человеком.

Осторожно! После просмотра «Охотников за медом» вы можете захотеть иметь собственный улей и собирать свой собственный мед!

Фильм – обладатель премии «Золотая панда» («Зеленый Оскар»).

Антрополог / The Anthropologist (Режиссеры Сет Краймер и Даниэль А. Миллер; США, 2015)

Судьба планеты с точки зрения американского подростка. Кэти – дочь антрополога из США Сюзи Крейт. А ее папа – якут из республики Саха (и да, она говорит на сахском языке!). Именно там начинается путешествие мамы и дочки по коренным общинам мира, которые могут исчезнуть из-за… изменения климата. В Сахе тает вечная мерзлота, острова в Тихом океане затапливает, а в горах Перу больше нет льда. То, что начиналось как антропологическое исследование превращается в документальное доказательство, что изменение климата делает с разными уголками нашей планеты.

Кэти взрослеет у нас на глазах – фильм снимали почти пять лет. Сами режиссеры называют этот фильм «комедией», но организаторы Конференции по изменению климата в Париже в 2015 году отнеслись к фильму серьезнее и показали его всем участникам COP21.

Асфикция / Asphyxia (Режиссер: Алессандра Анжели; Италия, 2016)

Постакалиптическое будущее, в котором без кислородной маски никуда. В обсуждении на показе примет участие президент Международного фестиваля короткометражного кино в Монтекатини (MISFF) Марчелло Дзеппи.

Ближайшее будущее. Эмили, Майкл и Коннор и их проводник, военный Иван находят убежище в полуразрушенном мавзолее. Их ночной сон и воспоминания раскрывают, почему однажды им пришлось начать пользоваться кислородными баллонами и почему вынуждены бежать. Неизвестная форма загрязнения все усиливается, проникая в землю, воду, воздух и начинающее дрожать небо. Земля в страданиях забирает жизненную основу: кислород. Беглецы торопятся продолжить свой путь, чтобы найти членов своих семей.

Асфиксия на древнегреческом означает «удушье», «кислородное голодание».

Фильм Аллесандры Анжели, молодой актрисы и режиссера из Италии, попал в программу Short Corner – отличный способ для дебютанта заявить о себе на кинорынке Каннского кинофестиваля, также попал в программу 67-ого Международного фестиваля короткометражного кино в Монтекатини (MISFF).

Бабушки Чернобыля / Babushkas of Chernobyl (Режиссеры Анне Богарт, Холли Моррис; США, 2015)

Неожиданный и трогательный фильм, посвященный нескольким бабушкам, которые вернулись в закрытую зону рядом с Чернобылем. Официально жить на этой земле нельзя. Но бабушки здесь уже много лет.

Американская режиссер Холли Моррис целых три года ездила в Чернобыль «как на работу».

«Когда я начинала расследование для фильма, я думала, что это будет политическая картина– ядерная энергия, катастрофа, разваливающаяся постсоветская реальность, проблемы окружающей среды, – говорит Моррис в одном из интервью. – Но, когда стала снимать, политика отступила, и на первый план вышли чернобыльские бабушки. Их решимость и упрямство, их любовь к жизни, их характер и их чувство юмора – все это и стало главной темой фильма».

Один из самых популярных фильмов прошлого года. Приз за «Лучший фильм» и «Приз зрительских симпатий» десятка кинофестивалей по всему миру.

Век последствий / The age of consequences (Режиссер Джарред П. Скотт; США, 2016)

Пора взглянуть правде в глаза. Изменение климата – это не просто слова. Это угроза, которую нельзя игнорировать. Вы можете так не думать, но Служба национальной безопасности США и все ее высшее командование уже несколько лет тренирует на эту тему целые подразделения. Потому что изменения климата – эта та самая капля (точнее, ее физическое отсутствие), которое превращает нестабильность в конфликт. Это война, миграция и голод. Все намного серьезнее, чем вам казалось.

Интервью военных руководителей и экспертов из США. Этот фильм уже называют «Новой неудобной правдой».

Российская премьера.

В поисках смысла / A quest for the meaning (Режиссеры Натанаэль Костэ, Марк де ла Менардир; Франция, 2015)

Два друга детства выбрали в жизни разные пути. Один стал топ-менеджером на Уолл Стрит, а другой снимает экологические документальные фильмы. Но у обоих накопилось слишком много вопросов о… нашей жизни. Кризис смысла – одна из самых популярных «болезней» нового поколения. Два друга пускаются в путь по всему миру, чтобы спросить шаманов, йогов, фермеров, мыслителей о нашей жизни и нашей связи с планетой. Ответы будет интересно услышать нам всем.

24 снега (Режиссер Михаил Барынин; Россия, 2016)

Невыносимый климат арктической части Якутии. Вечная мерзлота. Этот суровый край притягивает людей, ищущих свободу и независимость. Герой картины, коневод, большую часть года живет в тундре ухаживая за табуном. С каждым годом Сергей все больше и больше время проводит вдали от деревни, встречаясь с семьей лишь несколько раз в году на празднике коневодов и привозя мясо домой. Он чувствует себя чужаком в родном доме и практически теряет связь с семьей. Изнуряющий быт севера ставит человека перед самым тяжелым выбором – кто он на самом деле.

Приз зрительский симпатий международного конкурса ММКФ, Лучший документальный фильм и специальное упоминание за визуальное решение Якутского МКФ.

Алтай. Отражение гор (Режиссер Александра Марченко; Россия, 2015)

На юге Сибири есть горный Алтай, это уникальный природный заповедник, но жизнь для людей здесь требует труда и терпения. Многие выбирают легкий путь браконьерства, но наши герои ищут созидательные направления. Они решились отступить от привычного уклада, каждый по-разному. В степи, у рек или в лесу, они находят ответы... в отражении гор.

В тени больших деревьев (Режиссер Вадим Витовцев; Россия, 2016)

В Центрально-Африканской республике под сенью многоярусовых дождевых лесов живет племя самых маленьких людей на планете — пигмеев Баака. Как и сотни лет назад, они охотятся и собирают дары больших деревьев. Молятся духам леса и учат своих детей уважать природу, беря от неё лишь то, что необходимо для жизни. Но постепенно их традиционный уклад жизни меняется под натиском культуры «Большого Мира».

Мировая премьера фильма состоялась в октябре на старейшем фестивале документального кино в Северной Америке Hot Springs Documentary Film Festival. Там же фильм получил свой первый приз и начал триумфальное путешествие по фестивалям мира. Один из лучших российских документальных фильмов года!

 

Пресс-релиз фестиваля
ECOCUP

13.02.2017