КИНО-ПАНК

«Обитель теней»: о фильме

ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ – долгожданный режиссёрский дебют сценариста Серхио Х. Санчеса. Фильмы по его сценариям занимают достойное место в линейке современного кинематографа. Сценарии Санчеса обладают удивительной эмоциональной насыщенностью и способны тронуть самые глубинные струны в душах зрителей. Самыми известными работами сценариста стали фильмы ПРИЮТ и НЕВОЗМОЖНОЕ, которые снимал его друг Хуан Антонио Байона. Хотя Санчес сам признаёт, что всегда ощущал себя в первую очередь режиссером, а потом уже сценаристом, ему пришлось довольно долго подбирать историю, за которую он был бы готов взяться в режиссёрском амплуа.

«Как-то мы ехали в поезде и разговаривали о фильмах, которые любим, о классике кинематографа, старых картинах, – вспоминает продюсер Белен Атьенса, – и сюжет фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ родился сам собой». Творческий союз Атьенсы и Санчеса сформировался во время создания фильмов ПРИЮТ и НЕВОЗМОЖНОЕ. Продюсер отлично понимала, что у Санчеса огромный невостребованный режиссёрский потенциал, и знала наперёд, что хочет участвовать в его следующем проекте.

Сценарий фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ строился, как здание, по кирпичикам. О процессе работы над сценарием Санчес вспоминает: «Моя работа делилась на несколько ключевых фаз. Когда я работал над черновиком, я посылал Белен по несколько страниц каждый день, сам не зная, куда меня приведёт развитие сюжета».

Атьенса добавляет: «Это было похоже на главы романа. Каждый день я узнавала что-то новое о персонажах, становилась свидетелем новых поворотов сюжета. В конечном итоге нам пришлось сводить несколько линий повествования воедино. История получилась довольно запутанной, и к финалу нам нужно было всё распутать и привести к общему знаменателю». Структура романа, разделённого на главы, была выбрана не случайно. Действие фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ происходит в независимом, полном секретов мире, который затягивает зрителя, манит оказаться и пожить в нём.

Санчес отправил сценарий в компанию Telecinco Cinema, продюсеры которой оказались восхищены текстом. «С самого начала мы поняли, что у нас в руках необычный и весьма многообещающий материал», – говорит продюсер Telecinco Cinema Жислен Баруа. Как и Белен Атьенса, компания Telecinco Cinema решила поддержать сценариста, пробующего свои силы в амплуа режиссёра. Продюсеры компании были хорошо знакомы со сценариями Санчеса, теперь же они могли стать свидетелями становления режиссёра, рассказывающего историю, которая ему по-настоящему нравится. «В ней сочетались и фэнтези, и триллер, и драма, – говорит продюсер Telecinco Cinema Альваро Аугустин. – Такой сценарий встретишь нечасто». Познакомившись с ОБИТЕЛЬЮ ТЕНЕЙ на бумаге, продюсеры нисколько не сомневались в том, что это будет исключительный фильм.

Сандра Эрмида, линейный продюсер фильмов ПРИЮТ и НЕВОЗМОЖНОЕ, при работе над картиной ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ взяла на себя также функции исполнительного продюсера. «Это его первый фильм, но мы не воспринимаем его дебютантом», – говорит Эрмида, отмечая, что Санчес уже на стадии подготовки убедил всех в своей состоятельности в новом амплуа.

Это объяснимо, если взглянуть на карьеру сценариста. Он проявлял крайнюю заинтересованность съёмками фильмов по своим сценариям. Именно так зародилась дружба Санчеса и Байоны – во время подготовки к съёмкам фильмов их сотрудничество отнюдь не было похоже на отношения режиссёра и сценариста. Оба чувствовали на себе равный груз ответственности за то, в какую форму будут облечены слова сценария. Пытливость ума и здравая любознательность прослеживаются в фильмах ПРИЮТ и НЕВОЗМОЖНОЕ. Санчес давал ценные советы и на стадии кастинга, и в процессе съёмок.

Эрмида считает, что Байона просто не мог остаться в стороне и никак не участвовать в работе над фильмом ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ. «Этот дуэт снимает настоящее кино, очень живое и трепещущее, – считает продюсер. – Они одержимы творчеством, и это невозможно не заметить не только нам, но и зрителям».

Санчес и Байона с удовольствием вспоминают тот день, когда вместе начали работать над фильмом ПРИЮТ. Они не были знакомы лично и были поражены, насколько совпадали их интересы в кинематографе. «Наша любовь к кинематографу стала очень благодатной почвой для ОБИТЕЛИ ТЕНЕЙ», – убеждён Байона. Он был готов в одночасье взяться за любой проект, предложенный Санчесом, но признаётся, что масштабность сценария фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ привела его в замешательство. В работе он ограничивался лишь советами Санчесу, хорошо понимая, что фильм находится в надёжных руках. На разных стадиях работы над фильмом Байона стремился поделиться с Санчесом накопленным за годы работы режиссёрским опытом, но не более того. Прочитав сценарий, он оставил свои ремарки на полях, а во время монтажа ограничивался высказыванием своей субъективной точки зрения.

Что же связывает Санчеса и Байону? Особый интерес они питают к вопросам перехода от детства к юности. Им не даёт покоя вопрос, что же происходит с персонажами, когда их утягивает мрачный омут взрослой жизни? Не случайно главными действующими лицами фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ стали четверо подростков, находящихся на пороге совершеннолетия, как и герои фильмов ПРИЮТ и НЕВОЗМОЖНОЕ.

Санчес и Байона считают фантастику своего рода лекарством, способным сглаживать последствия тяжёлых психологических травм, а иногда предоставляющим надёжное убежище, в котором люди могут спрятаться от беспощадной реальности. ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ рассказывает историю четырёх сирот, которые могут полагаться лишь друг на друга в схватке с ужасным прошлым. По стечению обстоятельств три брата и сестра селятся в уединённом старинном особняке, который становится убежищем для этой странной семьи.

«Это очень гуманный подход к жанру, без закручивания гаек, – говорит Байона. – Таких фильмов больше не снимают. Они не требуют каких-то изысканных спецэффектов или сложного пластичного грима. Ужас был изначально заложен сценаристом в основу сюжета, а костюмы вполне справляются с его визуализацией».

ОБ АКТЁРАХ И ПЕРСОНАЖАХ

Главные действующие лица фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ – четверо жизнерадостных подростков, связанных некоей тайной. Благодаря уникальным героям каждый кадр фильма окрашен едва уловимым романтизмом, однако он очень важен, поскольку именно вокруг этого квартета строится весь сюжет. Актёры должны были не только безупречно играть свои роли, но и уметь работать в команде. «Я опасался, что для моего первого фильма будет непросто подобрать актёров, – признается Санчес, – и был приятно удивлён в день проб».

«Ребята были сами по себе замечательными актёрами, но они ещё и классно смотрелись вместе, – продолжает режиссёр. – Мне было очень трудно представлять персонажей по отдельности. Нам нужна была работа группой».

Санчес тщательно отбирал каждого из актёров, прикидывая, как тот или иной кандидат будет смотреться рядом с другими. Они должны были быть уникальными, но при этом дополнять друг друга, связанные незримой психологической травмой.

Джордж МАККЭЙ (Джек)

Главную ношу берет на себя Джек. Это старший из братьев, поэтому он чувствует себя ответственным за жизни младших. Он пытается балансировать между любовью к Элли и грузом ответственности за семью.

Санчес рассказывает о персонаже: «Это очень драматичный персонаж, поскольку его память полна мучительных воспоминаний. Он постоянно, но тщетно пытается залечить ту рану, которую нанесла ему судьба». Роль Джека сыграл Джордж МакКэй – весьма популярный актёр, несмотря на юный возраст. Он полностью погрузился в роль, чтобы добиться большей реалистичности. «Он – один из самых преданных своей профессии актёров из всех, с которыми я только встречался», – признается Санчес.

«Джордж настолько вжился в роль, что стал настоящим лидером на съёмочной площадке», – вторит режиссёру Эрмида. Несмотря на это, юноша очень скромен и уважительно относился ко всем членам съёмочной группы без исключения. Занятный факт – в последний съёмочный день он оставил рукописные заметки со словами благодарности каждому, кто, так или иначе, участвовал в съёмках.

Миа ГОТ (Джейн)

Джейн символизирует доброту в семье, лишившейся матери. Она заботится о домашнем очаге, который защищает детей от негатива окружающего мира. «Она предпринимает отчаянные попытки помочь братьям пережить болезненное прошлое», – объясняет Санчес.

Роль Джейн сыграла 19-летняя Миа Гот, которая, по словам режиссёра, «намного старше своих лет, как и её героиня, которая была вынуждена повзрослеть под влиянием обстоятельств».

Вся съёмочная группа восторженно отзывается об актёрской игре Гот, сравнивая девушку с такими легендами, как Шелли Дювалл и Сисси Спейсек. Аня Тейлор-Джой, сыгравшая в фильме роль Элли, вспоминает сцену, в которой Джейн неистово тёрла руки, отмечая невероятную реалистичность происходящего в кадре. «В такие минуты по-настоящему начинаешь верить в то, что происходит на площадке», – говорит Тейлор-Джой.

«Она погружалась в роль до тех пор, пока не стала Джейн. Если бы ей пришлось претворяться, сцены бы развалились», — рассказывает Санчес о работе Гот.

Чарли ХИТОН (Билли)

Билли, пожалуй, самый отчаянный из братьев. Ему не занимать отваги и мужества, чего частенько не хватает Джеку. В отличие от Джейн, Билли тяготеет к негативу. Это становится ясно в сцене, когда дети находят металлическую шкатулку с деньгами. Джейн противится брать их, настаивая на том, что это «кровавые деньги», а Билли вызывается добровольцем, чтобы выйти и забрать их. Несмотря ни на что, Билли – очень интересный персонаж, поскольку в нем сосредоточены все страхи группы – страхи, с которыми им предстоит научиться жить.

Он – единственный, кто, как и его сверстники, хочет познавать мир и ненавидит какие бы то ни было рамки. Однако, учитывая необычную ситуацию, в которой оказались он и его близкие, такое поведение вредно и опасно. Лучше всего бунтарский дух Билли может охарактеризовать сравнение с птичкой, запертой в клетку и мечтающей вырваться на свободу.

Роль Билли сыграл Чарли Хитон, который успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны в роли Джонатана в сериале «Очень странные дела». Коллеги по площадке считают, что у этого актёра невероятная сила. Аня Тейлор-Джой назвала его актёрскую игру «надрывной», а Джордж МакКэй отметил, что впечатлён кипучей энергией коллеги, которая, по его словам, «казалась неиссякаемой».

Вокруг Хитона чувствовалась аура, присущая классическим актёрам старой школы. Видя его работу в кадре, сторонние наблюдатели невольно вспоминали таких великих актёров, как Ривер Феникс, Леонардо ДиКаприо и Джек Николсон.

Мэттью СТЭГГ (Сэм)

Младший из детей Сэм опекаем старшими, которые всеми правдами и неправдами пытаются уберечь мальчика от семейных тайн.

Сэм – основа этой необычной семьи. Он пытается сыграть невинность на глазах у старших, потому что боится, как бы те не попали в беду из-за него. Сэму кажется, что старшим просто необходимо знать, что он наивнее, чем есть на самом деле. Для них его невинность является каким-то незримым подтверждением того, что не все в этом мире продаётся и покупается.

Роль малыша Сэма предложили сыграть Мэттью Стэггу. Работа над этим персонажем отличалась от всех остальных. «Нам приходилось с осторожностью открывать сюжет юному дарованию, – объясняет Санчес. – Мы решили, что будет лучше давать ему материал сцену за сценой, не раскрывая всей подноготной его героя. Мэттью с интересом открывал что-то новое о своём персонаже каждый день. Было очень интересно наблюдать, как с каждым днём он становился все опытнее и опытнее».

Аня ТЕЙЛОР-ДЖОЙ (Элли)

Элли не состоит в родстве с главными героями, она – единственная ниточка, связывающая детей с окружающим миром, своеобразное волшебное зеркало, через которое братья и сестра могут выглянуть из своего микрокосмоса.

Санчес описывает Элли, как «умную и жизнерадостную девочку, которая является связующим звеном в истории, олицетворяя реальный мир. Её жизнь кардинально отличается от той, которую ведут главные герои».

Джордж МакКэй, который чаще других появлялся в кадре с Тейлор-Джой, говорит о способностях актрисы: «Она настолько хорошо вжилась в образ, что её героине по-настоящему начинаешь сопереживать. Она вообще умеет втянуть окружающих во всё, за что бы ни бралась».

Санчес соглашается с МакКэем: «Аня намного опередила свой биологический возраст. Иногда я вообще не верю, что ей всего 20 лет. Она невероятно талантлива. Она может передать мимикой все свои мысли и сомнения совершенно чётко. Она мыслит так же динамично, как живёт».

Байона отмечает, что, несмотря на юный возраст, Тейлор-Джой успела сняться во многих значимых проектах, включая фильмы ВЕДЬМА и СПЛИТ.

Пятерым актёрам необходимо было показать в кадре полное взаимопонимание. К счастью, они сразу подружились. Они с пользой провели в Астурии1 две недели до начала съёмок. Вместо того чтобы репетировать сцены, прописанные в сценарии, они предпочитали проводить время за импровизациями, налаживая дружеские отношения. Они были предоставлены сами себе в чужой стране, языком которой не владели. Им приходилось как-то выкручиваться самим, и это их сплотило как нельзя лучше.

За столь короткое время актёрам удалось стать настоящей семьей. Байона считает, что столь юные актёры стали ценнейшим приобретением для будущего фильма.

ЛОКАЦИИ СЪЕМОК

Помимо пяти главных героев в фильме ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ присутствует ещё один немаловажный для сюжета персонаж. Это дом, в котором дети находят себе убежище; миниатюрная вселенная, освобождающая и пленяющая их одновременно. По сюжету действие происходит в вымышленной локации в штате Мэйн, однако картину снимали в испанской провинции Астурия. Санчес родился в одном из крупнейших городов провинции и хотел снимать именно в ней, надеясь, что родина поможет ему пропитать картинку эмоциями. Испанским духом было пропитано все на площадке, воодушевляя всю съёмочную группу. Поэтому выбор места съёмок никак нельзя назвать случайным.

Одно из главных условий Санчеса, с которым согласились все его коллеги, заключалось в том, что дом должен быть настоящим, а не декорацией. «Мне было важно, чтобы он скрипел, словно дышал», – объясняет режиссёр. Именно Санчес нашёл и предложил использовать для съёмок виллу Торре де Аранго в городе Правия.

За дизайн фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ отвечал художник-постановщик Патрик Сальвадор, в послужном списке которого многие блокбастеры, включая фантастическую драму Габе Ибаньеса СТРАХОВЩИК. Для съёмок картины ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ он превратил астурийский каменный дворец XVII века в американский особняк. Кардинальному преображению подверглись как фасад, так и интерьер.

Санчес хотел, чтобы дом не выглядел ужасным, напротив, здание должно было выглядеть естественно, но отражать эмоциональное состояние своих жильцов. Необходимо было создать полузаброшенное место, учитывая необычную ситуацию, в которой оказались главные герои. Газон не косили на протяжении пяти месяцев. Чувствовалось, что за садом, окружающим дом, никто не присматривает – он напоминал скорее джунгли, его никак нельзя было назвать уютным и аккуратным. Нужно было создать некую пропасть между домом и цивилизацией. Главные герои фильма живут по своим собственным правилам, невидимые для всех.

Выбранный режиссёром дом полностью отвечал вышеперечисленным требованиям, поскольку находился вдалеке от цивилизации. Поблизости не было никаких символов современности – ни шоссе, ни заправок. Складывалось ощущение, что время там остановилось.

Интерьер говорил о принадлежности Астурии, поэтому его пришлось полностью изменить, вплоть до каждой мельчайшей детали. Тут очень полезным оказалось одно из профессиональных качеств Патрика Сальвадора – его одержимость в стремлении сделать дизайн логичным продолжением истории.

Все актёры по достоинству оценили возможность поработать в настоящем доме. «Работать в реальном месте всегда проще и веселее», – считает Чарли Хитон.

Помимо дома, необходимо было создать город, в который Джек периодически выбирается за покупками. Деревенька должна была выгодно контрастировать с домом. Дом опустел в 1931 году, и посёлок с того времени практически не изменился. Несмотря на это, атмосфера жизни там очень подходила ко времени действия фильма – 1969 году. «Вы не увидите всего городка, но ощущение, что вы попали в другую эпоху, появится сразу», – убеждён Сальвадор. Для съёмок кинематографисты арендовали и соответствующим образом преобразили старую оружейную фабрику в Овьедо. «Астурийцы, и в особенности жители Правии, очень помогали нам в работе над фильмом всеми доступными им средствами», – добавляет художник.

Чтобы иллюзия отчуждённости дома была полной, работа Патрика Сальвадора должна была координироваться с творчеством Чави Хименеса – профессионального оператора с внушительным послужным списком. Его уникальный, псевдо фотографический стиль работы как нельзя лучше подходил для съёмок в таком Богом забытом месте. Кадры очень точно передавали жизнь молодых людей, для которых время остановилось.

«В сценарии уже были заложены все главные элементы истории, включая фотографический стиль повествования, – говорит Хименес. – В сюжете чувствовалась какая-то эмоциональная нестабильность. Контраст между домом и окружающим миром мы выстроили за счёт игры света и тени». Санчес и Хименес часто консультировались друг с другом. Они довольно быстро договорились, какой свет и цветовую палитру необходимо использовать. Санчес хотел, чтобы кадры передавали атмосферу идеализированных воспоминаний. Фотографии имеют свойство удерживать солнце вашего детства, которое вы всегда будете помнить, к которому вы всегда будете хотеть вернуться, но которого уже никогда у вас не будет.

Санчес был категорически против жанровых штампов, и оператор его в этом поддерживал. Байона, работавший с Хименесом на съёмках сериала «Страшные сказки» говорит: «Картинка фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ очень натуралистичная, в ней нет ничего сверхъестественного. Это очень необычный подход к съёмкам фильма подобного жанра».

При выборе освещения предпочтение было отдано естественному освещению. «Мы отметили, что можем использовать натуральный свет, который делал бы визуальный ряд предельно реалистичным, – говорит Хименес. – Кроме того, наши герои могли совершенно вольготно перемещаться по дому, обладая практически безграничной свободой действий».

Свет стал своеобразным союзником актёров и помогал им практически в каждой сцене. Немаловажен тот факт, что к дому было подведено электричество, но им давно не пользовались, поскольку дом был заброшен. Поэтому использование естественных источников света работало только на благо истории. Говоря о работе Чави Хименеса, Патрик Сальвадор отмечает: «Наш оператор не знает страха. Он не боится быть импульсивным, прислушиваться к интуиции, работать на контрасте».

Съёмки в Астурии вынуждали операторскую группу справляться с некоторыми сложностями, например, с совершенно непредсказуемой погодой, которая менялась буквально каждый час. Яркое солнце могло за несколько минут исчезнуть в непонятно откуда взявшемся плотном тумане. Решения приходилось менять непосредственно во время съёмок. Хотя с другой стороны, переменчивая погода вносила свою лепту в создание зловещей атмосферы.

Уже во время первой недели работы Хименес и Санчес поняли, что съёмки будут необычными, что тщательное планирование каждой сцены тут не сработает. Нужно было пустить съёмки на самотёк, позволить камере самой следовать за развитием событий. «Редко выпадает шанс поработать с оператором, для которого эмоции не просто звук», – улыбается Санчес.

О МУЗЫКЕ В ФИЛЬМЕ

Чави Хименес был не единственным, кто стремился уловить и передать бурю эмоций фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ. Не меньший вклад в общее дело внёс Фернандо Веласкес, чьи атмосферные саундтреки сделали его идеальным композитором для этого фильма. Кроме того, раньше он писал музыку для картин ПРИЮТ и НЕВОЗМОЖНОЕ. Санчесу и Веласкесу было очень комфортно работать друг с другом, поэтому они ждали только подходящей возможности, чтобы вновь поработать вместе. Режиссёр настолько доверял композитору, что предоставил ему полную свободу действий в написании саундтрека.

«Это очень эмоциональный, душевный фильм, – считает Веласкес. – Я стремился сделать так, чтобы зрители фильма переживали те же чувства, которые переживал я, когда смотрел его впервые. У них должно появиться ощущение, что эта история стара, как мир, что она не привязана ко времени. Надеюсь, музыка поможет создать эту атмосферу классики».

Санчес ни секунды не сомневался в том, что Веласкес – именно тот композитор, который был нужен. Его способность создавать музыкальные композиции, буквально бомбардирующие эмоции зрителей, не только врезаются в память, но и помогают аудитории настроиться на нужный лад. Веласкес говорит, что они с Санчесом начали с самых светлых эпизодов истории, постепенно продвигаясь к мрачным, преодолевая тот же путь, который предстоит проделать зрителям картины.

Веласкес отмечает, что главная музыкальная тема фильма будет видоизменяться, в зависимости от того, кто из детей на экране. С одной стороны музыка будет объединять их, с другой – подчёркивать индивидуальность каждого. Например, в теме Сэма угадываются арфа и челеста, а в теме Билли первым голосом выступают скрипки. Музыкальные темы Элли и Портера кардинально отличаются от композиций главных героев, поскольку первые живут в реальном мире, а Джек, Джейн, Билли и Сэм – в иллюзорном, оторванном от реальности.

Саундтрек фильма предоставил Веласкесу отличную возможность поработать с симфоническим оркестром Астурии. «Это один из величайших оркестров в Испании, но музыка в его исполнении никогда не звучала в кино, – сетует композитор. – Так что мне повезло дважды – я мог не просто рассчитывать на их поддержку, но и принять личное участие в записи саундтрека. Должен сказать, процесс работы над саундтреком сильно отличается от обычного симфонического концерта. Работая с оркестром, я чувствовал себя ребёнком в канун рождества».

Саундтрек записывался в концертном зале принца Филиппа. О впечатляющей акустике зала Веласкес говорит: «Она создала определённый оттенок классической музыки, который замечательно вписался в историю». Саундтрек очень гармонично дополнял визуальный ряд фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ, создавая неповторимую атмосферу.

«Об этом фильме очень трудно говорить, не раскрывая подноготную сюжета, – отмечает Сантос. – Зрителя ожидает экскурс во вселенную, богатую неожиданными поворотами сюжета и самыми различными эмоциями. Все это мы стремились заложить в нашу картину, и надеюсь, что зритель это оценит».

О СОЗДАТЕЛЯХ

Серхио Х. САНЧЕС (режиссёр) – состоявшийся сценарист, дебютирующий в режиссёрском амплуа. Первым полнометражным проектом сценариста был фильм Хуана Антонио Байоны ПРИЮТ, исполнительным продюсером которого выступил Гильермо дель Торо. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале и была встречена 10-минутной овацией. Картина получила семь премий Goya Award, одна из которых досталась Санчесу за лучший сценарий.

Очевидный успех первого фильма убедила Байону и Санчеса в том, что курс был выбран правильный. Санчес написал сценарий НЕВОЗМОЖНОЕ, в котором рассказывалось об испанской семье, которая пережила цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии. Картина, которую снял Байона, не только вышла в лидеры кинопроката в Испании, но и собрала внушительные $180 млн. в мировом прокате. За роль в фильме Наоми Уоттс была номинирована на «Оскар»® в категории «лучшая актриса».

Санчес также написал сценарии фильмов КОНЕЦ СВЕТА Хорхе Торрегроссы и ПАЛЬМЫ НА СНЕГУ Фернандо Гонзалеза Молины. ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ станет полнометражным режиссёрским дебютом сценариста. Ранее он снимал короткометражные фильмы «7337» и «Мёртвый сезон» [Temporada baja], а также телевизионный фильм РУКИ ПИАНИСТА [Las manos del pianista].

Хуан Антонио БАЙОНА (исполнительный продюсер) снял три успешных прокатных фильма, считается одной из самых влиятельных фигур не только в испанском, но и в международном кинематографе. На самом деле сейчас режиссёр снимает в Голливуде фильм МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА 2, который должен выйти в прокат в 2018 году. На площадке Байона работает с такими актёрами, как Брайс Даллас Ховард и Крис Пратт.

Байона родился в Барселоне и с ранних лет полюбил кино. Он поступил в школу кинематографии и аудио-визуального контента в Каталонии (ESCAC). Сняв свои первые короткометражные фильмы «Мои выходные» [Mis vacaciones] и «Человек-губка» [El hombre Esponja], Байона познакомился с Серхио Х. Санчесом. Коллеги сформировали самый многообещающий творческий дуэт в истории испанского кино.

Санчес написал сценарий ПРИЮТ, который стал режиссёрским дебютом Байоны. Картина была номинирована на премию Goya Award в 14 категориях и получила семь статуэток, включая номинации «лучший режиссёр-дебютант» (Байона) и «лучший оригинальный сценарий» (Санчес).

Во втором полнометражном фильме Байоны НЕВОЗМОЖНОЕ рассказывается история семьи, пережившей цунами в Индийском Океане в 2014 году. В картине снимались такие звезды международного масштаба, как Наоми Уоттс, Юэн МакГрегор и Том Холланд. Сценарий вновь написал Санчес. Захватывающую историю оценили пятью статуэтками Goya Award, в том числе за лучшую режиссуру, которую вручили Байоне. Картина получила также несколько международных наград. За свою роль Наоми Уоттс была номинирована на «Золотой глобус»® в категории «лучшая актриса в драме» и на «Оскар»® в категории «лучшая актриса в главной роли».

Несмотря на то, что свой третий фильм Байона снимал не по сценарию Санчеса, именно сценарист рассказал режиссёру о понравившемся ему романе Патрика Несса. ГОЛОС МОНСТРА, вышедший в широкий кинопрокат в 2016 году, сочетал в себе реальные съёмки и различные анимационные приёмы. Благодаря этому сочетанию Байоне удалось рассказать трогательную историю мальчика, который в своём воображении борется с фатальной болезнью своей матери. Картина получила девять премий Goya Award, в том числе в номинации «лучшая режиссура». Байона также работал над телевизионным сериалом «Страшные сказки». Он снял первые два эпизода, определив визуальный дизайн и тональность всех последующих серий.

Белен АТЬЕНСА (продюсер) работает в компании Telecinco. Она выступала исполнительным продюсером фэнтези Гильермо дель Торо ЛАБИРИНТ ФАВНА (три премии «Оскар»®); исторической драмы Агустина Диаса Янеса КАПИТАН АЛАТРИСТЕ с Вигго Мортенсеном; и остросюжетной драмы Хуана Антонио Байоны ПРИЮТ, на съёмочной площадке которой она познакомилась с Серхио Х. Санчесом. Атьенса спродюсировала фильм-катастрофу Хуана Антонио Байоны НЕВОЗМОЖНОЕ, сценарий которого написал Санчес, и фэнтези ГОЛОС МОНСТРА, в основу сценария которого был положен роман Патрика Несса. Оба фильма собрали в испанском прокате внушительную кассу. Атьенса также работала исполнительным сопродюсером первых двух эпизодов сериала Байоны «Страшные сказки».

Сейчас Белен Атьенса продюсирует следующий фильм Байоны МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА 2, который должен выйти в прокат в июне 2018 года.

Сандра ЭРМИДА (исполнительный и линейный продюсер) работала с режиссёром Хуаном Антонио Байоной над тремя фильмами – ПРИЮТ; НЕВОЗМОЖНОЕ; и ГОЛОС МОНСТРА. Будучи линейным продюсером картин, она получила премии Goya Award за каждую из них.

Эрмида родилась и выросла в Мадриде. За свою карьеру она успела спродюсировать несколько прокатных картин, собравших весьма внушительную кассу. Среди самых значимых проектов продюсера стоит отметить драму Алехандро Гонсалеса Иньярриту БЬЮТИФУЛ с Хавьером Бардемом; драму Клаудии Льосы В ВОЗДУХЕ с Дженнифер Коннелли; криминальный триллер Ориола Паоло НЕВИДИМЫЙ ГОСТЬ; и фантастическую драму Габе Ибаньеса СТРАХОВЩИК с Антонио Бандерасом.

Уроженец Барселоны Чави ХИМЕНЕС (оператор) – настоящее чудо испанского кинематографа. В его послужном списке – более тридцати полнометражных фильмов, многих из них принадлежат одному и тому же жанру. В их числе картины Жауме Балагуэро БЕЗ ИМЕНИ; ТЬМА; и ХРУПКОСТЬ.

В 2001 году за фильм Хуана Карлоса Фреснадильо ИНТАКТО Хименес был номинирован на премию Goya Award. В 2009-м за работу над древней Александрией на съёмках фильма Алехандро Аменабара АГОРА оператор вновь был номинирован на премию. Американской аудитории Хаменес знаком по двум эпизодам сериала Хуана Антонио Байоны «Страшные сказки», который показывали на канале Showtime.

Патрик САЛЬВАДОР (художник-постановщик) работал арт-директором на съёмках многих испанских фильмов, включая СКЕЛЕТЫ ЖЕЛЕЗНОГО ОСТРОВА Габе Ибаньеса и ТРИ МЕТРА НАД УРОВНЕМ НЕБА Фернандо Гонзалеза Молины.

На сегодняшний день самой амбициозной работой художника стала дистопическая вселенная фильма Габе Ибаньеса СТРАХОВЩИК – ему пришлось представить, что могло бы стать с нашим миром к 2044 году. За фильм СТРАХОВЩИК Сальвадор был номинирован на премию Goya Award.

Помимо полнометражного кинематографа художник работает и на съёмках рекламных роликов. Такие бренды, как Audi, Coca-Cola, Samsung и Orange, доверяли ему создание уникальной атмосферы рекламных кампаний.

Фернандо ВЕЛАСКЕС (композитор) работал с режиссёром Хуаном Антонио Байоной над саундтреками фильмов ГОЛОС МОНСТРА; НЕВОЗМОЖНОЕ; и ПРИЮТ. За последний фильм композитор был номинирован на премию «Открытие года» на церемонии вручения наград World Soundtrack Award, а также на премию European Film Award. Испанское сообщество сценаристов номинировало его на премию в категории «лучший саундтрек». За каждый фильм, к которому он писал саундтрек, Веласкес был номинирован на премию Goya Award – испанский аналог премии «Оскар»®. На Международной конференции музыки в кино в Убеде Веласкес был номинирован на премию Джерри Голдсмита в категории «лучший молодой композитор».

Веласкес написал саундтреки к остросюжетным драмам БАГРОВЫЙ ПИК Гильермо дель Торо и МАМА Андреса Мускетти. Главную роль в обоих фильмах сыграла Джессика Честейн. Кроме того, музыку композитора можно услышать в фильме ужасов Джона Эрика Даудла ДЬЯВОЛ; в эпике Бретта Рэтнера ГЕРАКЛ; в фильме ужасов Кольдо Серры ЛЕС ТЕНЕЙ с Гари Олдманом; и в драме Тома Кэлина ДИКАЯ ГРАЦИЯ с Джулианной Мур и Эдди Редмэйном.

Веласкес играет на виолончели в оперном театре Мадрида. Искусство композиции он изучал в Мадриде и Париже, именно на студенческой скамье Веласкес решил, что хочет сочинять музыку для фильмов. В свободное от работы время он с удовольствием выступает в составе разных рок-групп, играя на гитаре. Это увлечение он сохранил с юности.

СЛОВО РЕЖИССЁРА

Обращение Серхио Х. Санчеса

В фильме ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ гармонично сочетаются сразу несколько жанров – и триллер, и ужасы, и мелодрама, и фэнтези. Мне очень интересно экспериментировать с разными жанрами, приглашая зрителей самим принять участие в этой игре, пытаться самим сложить сюжетный паззл. Я стремился передать классический саспенс, чтобы казалось, что этот фильм из иной эпохи, не подверженный современным тенденциям и трендам. При этом нельзя было свалиться в ностальгию, поэтому я решил сопроводить сложную структуру картины повествованием. Такую структуру построения фильма можно было бы сравнить с матрёшкой. У нас получилась отнюдь не классическая история в трёх актах, наша конструкция куда более запутанная. Всякий раз, когда мы приподнимаем завесу таинственности, знакомя зрителя с очередной загадкой, мы словно бы достаём одну куклу из другой. В начале фильма вам может показаться, что это – обычная семейная драма. Затем картина превращается в историю о призраках, потом – в психологический триллер, и так до тех пор, пока последняя матрёшка не будет изъята на свет. Именно в ней кроется суть фильма.

С самого начала работы я понимал, что зрителям, возможно, захочется пересмотреть картину не один раз. Думаю, что, если вы смотрите фильм впервые, вам должен понравиться загадочный сюжет, каждый поворот будет для вас неожиданностью. Однако история полностью преобразится, когда вы узнаете все секреты. Повороты сюжета приобретут иную окраску, и, возможно, вы захотите пересмотреть фильм, вновь совершить путешествие с главными героями. Я целенаправленно вставил в сюжет едва заметные детали, которые поначалу покажутся вам несущественными, но при повторном просмотре приобретут весьма существенный вес.

Работать с английскими актёрами в Астурии, которую мы выдавали за Соединённые Штаты, – непередаваемое удовольствие. Мне кажется, нам удалось найти самую замечательную съёмочную площадку в мире и отработать её по полной программе. Немногие страны мира могут похвастаться таким разнообразным ландшафтом и обилием профессиональных кинематографистов, как Испания. Я считаю, что испанский кинематограф призван не только обогатить всемирную культуру, но и привлечь в нашу страну кинематографистов из других стран, которые поддержат наше начинание. Изначально мы планировали снимать фильм ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ в США или Канале. С финансовой точки зрения этот выбор был бы оправдан, поскольку в этих странах очень гуманные налоги. Однако нам важнее было доказать, что фильм можно было снять и в Испании, довольствуясь местными производственными площадями и профессионалами. Мы учитывали все – и операторскую работу, и дизайн, и костюмы. После нескольких тестов в Торонто мы решили, что справимся с нашими творческими задачами и в Испании.

Больше всего я горжусь нашим невероятным актёрским составом. Джордж МакКэй, Аня Тейлор-Джой, Чарли Хитон, Миа Гот и Мэттью Стэгг – очень талантливые ребята, целиком и полностью отдающие себя профессии. Они отлично справились со своими ролями. Не многим зрителям знакомы их имена, они в самом начале своих актёрских дорог. Но я искренне верю в то, что лет эдак через десять они полностью раскроют свой потенциал и станут настоящими звёздами кинематографа. А я смогу с удовольствием вспомнить о том, как эти звёзды помогли мне снять мой дебютный проект.

БУНТАРСКОЕ ДЕТСТВО

Обращение Белен Атьенсы

Мне повезло получить сценарий Серхио Х. Санчеса из первых рук. Любой, кто с ним знаком, подтвердит, что Серхио не только первоклассный сценарист, но был бы не менее талантливым режиссёром. Достаточно взглянуть на стиль его текста, и сразу представляешь себе картину происходящего в мельчайших деталях. Для каждой сцены он хирургически точно описывает поведение и эмоции актёров. Никто не сомневался в том, что настанет день, когда состоявшийся сценарист займёт режиссёрское кресло. В этом плане ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ стал для многих долгожданным проектом.

В фильме ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ вы увидите много элементов из предыдущих работ Серхио, однако на сей раз он полностью раскрыл их потенциал. Он сосредоточился на детстве и юности, как на важнейшем море в океане человеческой жизни.

Я ни секунды не сомневалась в том, что буду рядом с Серхио, когда тот решится снять свой режиссёрский дебют. Для меня это большая честь и большая ответственность. Мне было невероятно приятно наблюдать за тем, как из маленького семечка идеи ОБИТЕЛИ ТЕНЕЙ превращаются в ветвистое дерево с множеством сюжетных линий. Периодически мы вообще теряли контроль над историей и, затаив дыхание, наблюдали за тем, как история находит свой путь. С моей точки зрения, гениальность Серхио состоит именно в том, что он создаёт истории, живущие сами по себе. Четверо ребятишек стали основой нашей истории. Зрителю захочется побыть в их обществе, пожить с ними, узнать их секреты и прогнать их страхи. Серхио всегда славился способностью создавать эмоциональных и полных жизни персонажей. Раньше он описывал их только на бумаге, теперь же он сделал существенный скачок вперёд в своей карьере. Когда ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ был всего лишь сценарием, мы все были готовы принять участие в работе над фильмом. И все же, для всех нас стало откровением, насколько элегантно история перешла со страниц на большие экраны. Мы подобрали на редкость харизматичных актёров, неяркий свет создавал меланхоличную атмосферу, жанровые элементы помогали развиваться истории, да и сам дом стал полноправным персонажем. Все складывалось одно к одному. Это был замечательный фильм для начала режиссёрской карьеры, и мы все благодарны Серхио за то, что он взял нас с собой в это увлекательное приключение.

Я уже отмечала, насколько живыми и незабываемыми персонажами Серхио населил мир фильма. Братья и сестры настолько дружны, что способны победить любые страхи. Я всегда считала, что в каждом из описываемых Серхио персонажей живёт толика его самого. Теперь же, когда он впервые занял режиссёрское кресло, я в этом окончательно убедилась. Это фильм-протест, объявление классикой войны проходным проектам. ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ относится к тому кино, которое сейчас уже не снимают, которое бросает вызов своей правдивостью, эмоциональностью и элегантностью. Короче, это проблеск бунтарского детства.

ЛИНИЯ, КОТОРАЯ ВСЕ МЕНЯЕТ

Обращение Хуана Антонио Байоны

В фильме ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ есть эпизод, который, по моему скромному мнению, связан с двумя другими фильмами, над которыми я работал с Серхио Х. Санчесом. Это несколько минут в начале фильма, когда мать чертит линию на полу и говорит: «За этой чертой все изменится». Эта фраза обращена к ребятишкам. Мать говорит, что, когда они пересекут черту, они вырастут, хотя внешне останутся детьми. В наших фильмах мы полностью концентрируемся на детской точке зрения. Так было в первых двух проектах, так было и на съёмках ОБИТЕЛИ ТЕНЕЙ. Персонажи разрываются между двумя мирами, они изо всех сил стремятся остаться детьми, но взросление, увы, неумолимо.

Фраза, которую мать говорит детям, – тайное послание зрителям. Режиссёр словно говорит нам, что за этой линией начинаются тайны фильма, секреты, которые изменят нас навсегда, точка невозврата и увлекательное, фантастическое приключение. Серхио всегда выводит драматические переживания своих персонажей на передний план, но использует жанровые приёмы, чтобы скрыть от нас в тени этой драмы. Жанровые элементы очень важны, но только в качестве помощи персонажам, никак не наоборот. Фантастические аспекты помогают превратить обыденность в экстраординарность, в нечто неестественное. Однако в финале фильма ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ все кусочки паззла в любом случае займут надлежащие им места, один за другим. Зритель будет понимать, что за ширмой умиротворения скрывается нечто необъяснимое, и, разумеется, будет хотеть докопаться до истины. Мы с вами сами будем желать пересечь заветную черту и погрузиться в пучины истории.

Серхио пересекает свою собственную черту, дебютируя в амплуа режиссёра, и я рад, что оказался рядом в этот знаменательный в его жизни момент. Мне же сменить кресло режиссёра на функции исполнительного продюсера оказалось легче, чем я предполагал. Прочитав сценарий, я уверился в том, что из ОБИТЕЛИ ТЕНЕЙ получится головокружительный фильм. Было непередаваемо приятно видеть, как Серхио превращается из талантливого сценариста в многообещающего режиссёра, с головой погруженного в свою работу. Я всегда считал, что в наших фильмах мы рассказываем о том, как люди взрослеют. Заканчивая свой дебютный проект, режиссёр меняется сам, узнает что-то новое о себе, иногда случаются горестные откровения. Сейчас работа над фильмом ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ близится к завершению, и я нахожусь рядом с тем, кого без лишней скромности могу назвать исключительным режиссёром. И, думаю, Серхио со мной согласится – мы оба немножко подросли за время съёмок. Надеюсь, обошлось без горестных откровений. Потому что ОБИТЕЛЬ ТЕНЕЙ – именно тот фильм, о котором мы с Серхио мечтали.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018