КИНО-ПАНК

Сага о Янычарах

Улицы Стамбула принадлежат тем, кто гуляет по ним сам по себе, а именно – тысячам котов и кошек. «Город Кошек» – история города, увиденная глазами семи очаровательных и очень независимых кошек, а также людей, которые заботятся о них.

РЕЖИССЕР О ФИЛЬМЕ:

«Я росла в Стамбуле, пока мне не исполнилось 11 лет, и я считаю, что в детстве мне не было одиноко (хотя могло бы быть), если бы не кошки. Без них я бы не стала тем человеком, которым являюсь сегодня. Каждый год, возвращаясь в город, я все меньше узнаю его, но коты остаются котами. Они являются единственным неизменным элементом, превращаясь в синоним самого города, в итоге, становясь его сущностью. Во многом этот фильм можно назвать признанием в любви к котам и к самому Стамбулу,
которые продолжают непредсказуемо меняться.

Когда мы отправились на съемки этого фильма, у меня было своё представление о том, каким он должен быть. Я надеялась изобразить Стамбул не таким, каким нам его преподносят в путеводителях и новостных заголовках. Мне хотелось исследовать философские темы, которые бы заставили вас, зрителей, размышлять о нашем отношении к кошкам, к природе, друг к другу.

В конце концов, я надеюсь, что при просмотре этого фильма возникнет ощущение, будто у вас на коленях неожиданно задремал котик, долго и громко мурча, позволяя, чтобы его нежно гладили по спинке, но вы не
можете и шевельнуться, потому что тогда этот мягкий, теплый комочек уйдет.

Я хочу, чтобы вы поразмышляли о том, о чем, возможно, некогда задуматься в суматохе дней, а новые друзья из Стамбула расскажут вам, что по-настоящему представляет из себя этот город».

О ФИЛЬМЕ:

«В Стамбуле «кошка» – это не просто слово. Понятие «кошка» включает в себя неописуемую силу хаоса, культуры и уникальности, которая является душой Стамбула». — Я. Барлас

Режиссер Джейда Торун росла в Стамбуле в начале 80-х, когда городстановился эпицентром страны, находившейся на пороге глобализации. В те времена население города едва ли насчитывало четыре миллиона человек. Сегодня же население Стамбула выросло до двадцати миллионов, и границы
города постоянно расширяются.

Постоянно растущее население Стамбула веками сосуществовало с другими равноправными горожанами – уличными котами. Их биографии такие же разнообразные, как и биографии людей, в честь которых они были названы (если таковые были). Уличные коты исследуют город способами, о которых люди даже не догадываются. Для них город вполне мог бы называться Кэтстамбул.

Создателей фильма вдохновило особое отношение к уличным котам в Стамбуле, схожее с отношением к коровам в Индии. Для мусульманского населения коты имеют почти сакральный смысл, часто они появлялись в легендах о пророке Мухаммеде.

По сравнению с более санитарным западным или азиатским подходом, в котором бездомных котов отлавливают и заносят в систему, коллективный взгляд жителей Стамбула предполагает не только заботу, но и уважение
свободы и независимости уличных котов. Это заставляет по-новому взглянуть на культуру этого города, на его отношение к жизни в целом.

Режиссер Джейда Торун и оператор Чарли Вупперманн отправились в Стамбул, чтобы снять фильм о кошках, чтобы передать, что значит быть котом в Стамбуле. Вместе с местными исследователями, они собирали истории об уличных котах и их местах обитания; от местных знатоков они узнавали, кто из котов главный, кто кому приходится родственником, кто ворует у рыботорговцев, а для кого привычное дело – забраться в дом с неожиданным визитом. От услышанных историй им еще сильнее захотелось снять фильм и
запечатлеть этих единственных в своем роде животных в действии.

В попытке подобраться к животным как можно ближе, создатели фильма спроектировали различные камеры для съемки. Они следовали за котами по темным аллеям и заброшенным подвалам, пускали дронов над крышами домов и преследовали котов почти повсюду, буквально шли по пятам котов.

После двух месяцев съемок Торун и монтажер Мо Стоэб начали собирать историю каждого кота. Чтобы передать их уникальность, они доверяли котам самим рассказывать свои истории.

Дальнейшей целью стали лейтмотивы – темы любви, потери, счастья, одиночества и чувства общности. Торун отмечает: «Мои истории об уличных котах Стамбула стали исключительными не только для меня, но для всех, кто решил установить полноценную связь с этими существами, для тех, кто решил прочувствовать жизнь и иначе посмотреть на роль, которую они в ней играют. Степень этих изменений варьируется от человека к человеку, но одно остается точным: они были вызваны возможностью сосуществовать с такими очаровательными, разумными и самодостаточными животными».

СОЗДАТЕЛЯ ФИЛЬМА:

Джейда Торун (Режиссер, продюсер)

Джейда родилась в Стамбуле и провела там значительную часть лет в компании уличных котов. Её мама постоянно волновалась, что она заразится бешенством, а ее сестра боялась, что Джейда принесет домой блох.

Семья уехала из Турции, когда Джейде было 11 лет. Джейда жила в Аммане, Иордании, в старшую школу она пошла в Нью-Йорке, и там ни разу не встречала уличных котов. Джейда изучала антропологию в университете Бостона, после чего вернулась в Стамбул, чтобы ассистировать режиссеру Рее Ердем, потом перебралась в
Лондон, чтобы поработать бок о бок с продюсером Крисом Аути.

Она вернулась в Америку и вместе с оператором Чарли Вупперманном основала кинокомпанию Termite Films, и это первый документальный фильм их производства. Она по-прежнему скучает по кошачьему обществу и восторгается, когда видит их на улицах Лос-Анджелеса, но они почему-то не отвечают ей взаимностью.

Чарли Вупперманн (Оператор, продюсер)

Чарли никогда и представить себе не мог, что ему однажды придется лежать на улицах Стамбула на уровне кошачьих глаз, человеческой обуви и машинных колес ради того, чтобы снять документальный фильм. Но после создания кинокомпании Termite Films с продюсером и партнером Джейдой Торун, стало ясно, что необходимо снять фильм о кошках Стамбула.

Перед этим приключением Чарли окончил Лондонскую Киношколу и получил степень магистра по операторскому мастерству, после этого он занялся съемкой музыкальных клипов, рекламы и документальных фильмов в родной Германии и в других странах Европы.

В 2009 году он переехал жить в Лос-Анджелес, где снял художественные фильмы «Бхопал: Молитва о дожде», «Кровавая луна», «Страна под названием Дом».

Кира Фонтана (Композитор)

Кира всегда ценила дух независимости, столь присущий семейству кошачьих. Ей сразу понравился замысел фильма «Город кошек», и она мечтала узнать как можно больше о миллионах уличных котов Стамбула и особых отношениях, которые они создают с людьми.

Кира старалась создать легкую музыку, передающую роль кошек, то, как они становятся свидетелями городских изменений и отражают человеческие характеры.

Кира получила степень бакалавра по направлению «Композитор» в музыкальной школе Истмана и степень магистра в Иельской музыкальной школе. Её главными наставниками были Стив Рейх, Джон Адамс и Дэвид Лэнг
(«Молодость», реж.Паоло Соррентино). Сейчас она живет в Лос-Анджелесе, где активно сочиняет музыку и пишет песни.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018