КИНО-ПАНК

Ни морали, ни иронии: «Тайное влечение»

Картина «Тайное влечение», снятая режиссером Анн Фонтэн, должна была стать либо ироничной, либо интеллектуальной, с философским или драматическим подтекстом. Однако ей не удалось ни то, ни другое. «Кино-Панк» разобрался, что помешало удачной реализации.

Зрителям рассказывают историю двух подруг детства – Роз (Робин Райт) и Лил (Наоми Уотс). Они выросли вместе на живописном австралийском побережье и дружат всю свою жизнь. У них растут сыновья и постепенно превращаются в красивых юношей. Они тоже с детства дружат и любят проводить время вместе со своими матерями. Их чрезмерная близость и уединенность приводит к тому, что парни влюбляются в матерей друг друга. Женщины, в свою очередь, хоть и не одобряют такого положения дел, не могут подавить взаимную страсть, и завязывают романы, скрывая их от всех.

Первое, что бросается в глаза – то, как легко парам удается проводить время вместе: муж Лил умер много лет назад, а муж Роз разводится с ней и уезжает в Сидней работать. Так, все препятствия самоустраняются и любовники могут наслаждаться свободой. Их мирок замкнут и посторонним туда не проникнуть – все ограничивается двумя домами и пляжем, где герои проводят почти все свое время. И вот когда зритель понимает эту специфику, странную атмосферу запретной страсти, в голову приходит один вопрос: и что все это должно значить? Смысл и значение фильма как-то ускользает, не формируется в голове, мысль, вложенная режиссером в картину, не читается. Почему?

Кадр из фильма «Тайное влечение»

Кадр из фильма «Тайное влечение»

Изначально у сюжета есть потенциал для того, чтобы сделать кино интеллектуальной психологической драмой, а прекрасным актрисам Робин Райт и Наоми Уотс под силу рассказать сложную историю. Любовь подростков к матерям друг друга хоть и запретна, но имеет понятные причины. Жизнь в тесном контакте в матерями и привязанность к родному дому сформировали у них нечто похожее на Эдипов комплекс, только чуть более приемлемое. Влюбленность в женщину, которая с рождения играет роль второй матери, дает взрослеющему мальчику ощущение защиты и понимания. Лил и Роз же, в свою очередь, реализуют материнский инстинкт и вместе с тем стараются отодвинуть надвигающуюся старость – что тоже может стать отдельной темой для рассуждений в кино. Но никаких рассуждений и выводов в фильме нет. Несмотря на неестественность своих связей, герои спокойно мирятся с ней, практически не сопротивляются страсти, не жалеют о своих решениях и спокойно жертвуют чувствами других людей (а повзрослевшие сыновья – даже своими детьми). Никого не наказывает судьба, персонажи не меняют свои взгляды. Все протекает мирно и спокойно на фоне ослепительно прекрасных пейзажей Австралии. В случае с природой замысел режиссера мог бы заключаться в намеренном контрасте между идеальной красотой окружающего мира и тайнами и грязью в человеческих отношениях (как в фильме «Бассейн»). Но получилось, что пейзажные съемки как будто оправдывают поступки героев: кажется, что зрителю просто хотят сказать «это естественно, это природа». И если вывод Анн Фонтэн действительно заключается в том, что нельзя противиться своим чувствам, какими бы запретными они не были, тогда становится бессмысленным рассчитывать на глубокие психологические рассуждения – ведь у героев просто все правильно и хорошо.

Может, тогда ставка сделана на иронию? В конце концов, книга, по которой снят фильм, называется «Бабушки». Это хорошее название: в нем кроется насмешка над возрастом героинь, намек на их социальный статус, провокационное выступление против общепринятых социальных норм. Но Анн Фонтэн выбрала банальное, дешевое, даже пошлое название — «Тайное влечение». И сам этот факт дает понять, что шуток в кино не будет. Диалоги состоят из пафосных рассуждений о морали и счастье, неестественных страданий и скандалов. Создатели фильма как будто боятся, что чувства героев не воспримут всерьез, но, если учесть, что психологическая составляющая не раскрыта, как раз и остается лишь посмеяться над ними. Но никому не дадут этого сделать. До самого конца нас будут убеждать в силе любви сыновей к матерям друг друга и наоборот, не выводя никакую мораль. И потому в конце остается лишь вопрос: если режиссер не шутила, почему она не рассмотрела их отношения как проблему? Ведь все происходящее ненормально. Или нормально?… В таком случае, чем можно оправдать такой странный взгляд на подобные отношения? Связь героев с природой убедительной не выглядит.

Впрочем, пейзажные съемки – лучшее, что есть в этом фильме. Если забыть про сюжет и любоваться зеленью, пляжами и океаном, можно получить намного больше удовольствия.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018