Кино-панк

Водянова с пистолетом: «Анна» Люка Бессона

Люк Бессон, давно не появлявшийся на экранах кинотеатров, выпустил новый шпионский триллер. Конечно, от режиссера ожидаешь чего-то на уровне «Никиты», но в итоге получаешь более качественную и чуть менее злобную версию «Красного воробья». «Кино-панк» рассказывает о новом фильме на старый приевшийся лад.

Кино рассказывает о девушке по имени Анна, жизнь которой долгое время была похожа на ад – она была наркоманкой, ее парень бил и унижал ее, шансов выбраться и начать новую жизнь не было. Все меняется, когда девушку вербует КГБ (время повествования охватывает 70-80е годы). Анна тренируется, закаляется и становится непобедимой наемной убийцей. Однако ее вечная служба в КГБ не устраивает и она ищет способ покончить с ней. И далее сюжет закручивается настолько, что становится неестественным – хотя и увлекательным.

Фрагмент из фильма «Анна»

Фрагмент из фильма «Анна»

Что удивляет в фильме больше всего — точная калька на историю Водяновой в лице главной героини. Во-первых, Саша Лусс внешне напоминает Наталью. Но если для кого-то сходство неочевидно, сценаристы дают самую очевидную подсказку, повторив историю успеха супермодели на экране. Анну, торгующую матрешками на ярмарке, находит модельный агент и забирает в Париж, где девушку ждет ошеломительный успех. Конечно, данный ход нужен Анне для внедрения и прикрытия, чтобы выполнять задания КГБ. Итак, понятно, что Наталья Водянова – одна из самых известных русских женщин, особенно во Франции, и такой референс – знак уважения. Но все же неясным остается, зачем ее история нужна именно в шпионском триллере – связь выглядит натянутой и неоправданной.

Кадр из фильма «Анна»

Кадр из фильма «Анна»

Но что точно удалось Бессону – это усилить интригу. Неожиданные повороты возникают каждые 5 минут фильма и чтобы это удавалось лучше, режиссер прибегает к методу переброса во времени. Хронометраж картины наполовину состоит из «откатов назад» на три месяца, два года и так далее. Ход действительно удачный, но все же несколько приедается, хотя бы потому, что устарел для такого частого использования в фильме. Также из хорошего – красивые боевые сцены, в чем Люк Бессон действительно мастер и общая динамика и несбивчивый темп повествования. Момент, который кому-то покажется спорным, но все же по-своему очаровательный – любовники главной героини (их трое). Любовные линии не выглядят чем-то серьезным и не слишком отличаются друг от друга, но добавляют в историю заметный французский акцент. И один из наиболее приятных элементов фильма – неожиданное выведение женщин на первый план в, как кажется на первый взгляд, мужском шпионском мире (и речь здесь не о главной героине). Сама по себе феминистская повестка в кино совсем не нова и даже начинает приедаться, но в «Анне» она обыграна изящно и даже с некоторой мужской самоиронией – что Бессону, как французу, удается сделать легко и необидно.

Фрагмент из фильма «Анна»

Фрагмент из фильма «Анна»

Однако качественные моменты фильма на этом заканчиваются и начинаются те, которые будут раздражать зрителя, причем вне зависимости от национальности: у «Анны» достаточно низкие рейтинги в большинстве американских изданий. Придирки в основном касаются новизны идей, заложенных в картину – Бессон, действительно, чаще всего повторяет свои же успешные в прошлом ходы. Российскую же аудиторию будут коробить и другие моменты.

Фрагмент из фильма «Анна»

Фрагмент из фильма «Анна»

Первое, что бросается в глаза – какая-то невероятно живучая в кинематографе «клюква»: нам покажут ярмарку, матрешки, Кремль, тосты «за здоровье». Возможно, западному зрителю такой набор все еще кажется экзотикой, но вряд ли у российского зрителя эти образы вызовут хоть какие-нибудь положительные эмоции. Показано это все в небольшом количестве, но ведь в фильме и без того присутствуют старые добрые кгбшники в форме, советские интерьеры, милицейские «бобики» и жигули. Такого набора и без того было бы вполне достаточно.

Кадр из фильма «Анна»

Кадр из фильма «Анна»

Но самое раздражающее в «Анне» – какое-то странное оправдание русских. В центре конфликта находится противостояние КГБ и ЦРУ. В чистоте помыслов последних не возникает сомнений – они честные, добрые, дают сотрудникам отставку, лично заботятся о каждом из них. Единственный представитель ЦРУ в фильме – исключительно положительный персонаж. А вот в КГБ властвует тиран по фамилии Васильев, из-за которого спецслужбы обеих стран и поссорились. Но среди кгбшников есть и отличные, честные люди, которые хотят изменить ситуацию. И вот на этом делает акцент Бессон. В фильме как будто постоянно звучит фраза «русские на самом деле – хорошие люди, не относитесь к ним плохо и дайте им шанс». Создается впечатление не демонизации страны (на что направлен «Красный воробей»), но какого-то заступничества за наше государство. И сам факт того, что на это потрачено столько сил и внимания, сильно портит впечатление от фильма. Все-таки хочется посмотреть кино, а не историю о борьбе со стереотипами (которые становятся лишь сильнее, когда о них так часто напоминают).

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018