КИНО-ПАНК

Скучная нелогичная эротика: «Белоснежка: сказка для взрослых»

Французский режиссер Анн Фонтэн представила публике новый фильм – «Белоснежка. Сказка для взрослых». «Кино-Панк» разобрался, почему эротическое содержание новой сказки получилось неоправданным – и с художественной, и со смысловой точки зрения.

Девушка по имени Клэр потеряла родителей и вот уже несколько лет живет с мачехой Мод – вместе они держат отель. Однажды Мод видит, как ее любовник ухаживает за Клэр и, хотя девушка не отвечает ему взаимностью, сгорает от ревности. Она нанимает убийцу для своей падчерицы, ее похищают, но чудом Клэр удается спастись. Девушка оказывается на ферме с тремя мужчинами, встречается еще с несколькими и начинает активно знакомиться со своими желаниями и изучать свою сексуальность.

Сюжет выглядит странным и несуразным не только в кратком пересказе. На экране зритель видит историю, которая развивается то неоправданно быстро, то слишком медленно, пестрит сюжетными дырами и мотивационными пробелами. Возникает впечатление, что перед аудиторией проматывают предысторию в ускоренном режиме, чтобы побыстрее перейти к интимному. Такая сюжетная завязка напоминает поведение подростка, который пролистывает книгу «18+» в поисках «взрослых сцен» — им движет не интерес к сюжету, а любопытство к запретной теме. Зритель не получает информации о предыстории персонажей, их характеры не раскрываются. О Клэр мы узнаем только, что после гибели родителей она зажалась, закрылась от мира и перестала получать удовольствие от жизни. От этой проблемы она избавляется на протяжении фильма – благодаря разговорам, занятиям музыкой, но в основном – с помощью секса. О мачехе же мы и вовсе ничего не знаем, хотя ее играет талантливая Изабель Юппер, способная раскрыть сложные грани характера женщины. Но единственные выделяющиеся черты этой героини – ревнивость и страх увядания. Последнее – все, что роднит мачеху со своим сказочным прототипом.

Кадр из фильма «Белоснежка: сказка для взрослых»

Кадр из фильма «Белоснежка: сказка для взрослых»

Связь картины с оригинальной «Белоснежкой» вообще выглядит натянуто и неоправданно. Да, сюжетные ходы во многом повторяют сказку, но точно так же фильм мог бы обойтись и вовсе без этой привязки. Создается впечатление, что этой историей просто оправдывается ситуация, в которую Анн Фонтэн хотела поместить героиню – одна в незнакомом городе и в окружении мужчин. При этом, если мысленно провести параллель с семью гномами, возникает чувство, близкое к отвращению – как будто над сказкой хотят поглумиться, ведь такая ассоциация ничем не мотивирована. Кроме того, эротические сцены, которые должны сделать фильм более притягательным, крайне скучны: нет эмоционального напряжения, страсти, героиня как будто просто удовлетворяет свои потребности, точно так же как ест или спит. Неясно даже, точно ли Клэр это нужно. У нее вообще нет мотивации к тому, чтобы спать с тем или иным мужчиной.

Однако ближе к концу фильма все же вырисовывается авторский замысел, который, к сожалению, не делает происходящее на экране адекватнее. Анн Фонтэн раскрывает характерную для нее тему – естественность человеческих отношений и сексуальности. Белоснежка, или Клэр, близка к природе, и чем больше она следует своим природным влечениям, тем счастливее становится. Ее гармония заключается в нежелании принадлежать кому-то одному, не отказывать себе в удовольствиях, иметь отношения с несколькими мужчинами, наслаждаясь их различиями. А мачеха же символизирует образ собственника: она привязана к одному мужчине всю жизнь и не может смириться с его изменой. Как болезненно ревнивый человек, Мод стремится удержать своего любовника, и ее ярость направлена на невиновную Клэр, а не на партнера. Однако режиссер стремится показать мачеху не просто как собственницу, а как моногамную и потому жестокую женщину. Ведь несчастна она, как видно в контексте фильма, потому что отдала всю любовь одному человеку. Выходит, что в картине однолюбы противопоставлены приверженцам свободной любви – и с большим отрывом выигрывают последние. Возможно, такая задумка призвана сломить привычку к общественному осуждению женщин, которые встречаются с несколькими мужчинами – подобные заявления в духе времени и вполне могли бы понравиться многим женщинам. Однако Анн Фонтэн отрицает классическое понятие любви, называя его «собственничеством». И здесь не найти объяснения такой позиции – Мод просто глубоко привязавшаяся женщина, которая ревнует, что, впрочем, абсолютно естественная и обоснованная реакция, ведь ее любовник действительно ей изменил. Так режиссерская позиция из новаторской становится противоестественной, хотя именно о естественности Фонтэн хотела поговорить со зрителем.

Кадр из фильма «Белоснежка: сказка для взрослых»

Кадр из фильма «Белоснежка: сказка для взрослых»

Но, несмотря на нелогичный сюжет, странные выводы, отсутствие мотивации у героев и героинь, фильм, как часто у Анн Фонтэн, удался с визуальной точки зрения. Пейзажные съемки, цветовая гамма в картине приятные глазу и, возможно, это единственная причина посмотреть «Белоснежку».

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018