КИНО-ПАНК

Вот и конец моей скафки: «Хармс»

Удивительная персона – гражданин Кузнецов. Выжив после пяти прямых попаданий кирпичом в голову, он отправился гулять по довоенному Ленинграду и к 2010-м добрел до Петроградской стороны. На пересечении Каменоостровского проспекта и улицы Льва Толстого он познакомился с командой Proline-film и выпросил роль второго плана в полнометражном дебюте Ивана Болотникова «Хармс».

Но потерявший память Кузнецов – далеко не единственная фантазия Даниила Ювачева, ожившая на широком экране в прошлом году. Знаменитые летающие старухи, старуха с часами без стрелок, все восемь участников «Скафки» мирно соседствуют в глухой каменной подворотне, добросовестно подыгрывая виновнику драмы: мечтателю, романтику, творцу – Хармсу. Смелая идея, показать автора и персонажей в одной параллели, замечательно адаптировалась под легкую, винтажную атмосферу фильма.

Тягучий, неспешный сюжет: первая любовь, сходки ОБЭРИУ, безденежье, новая любовь – построен против правил классической драматургии, размашисто написанные сцены остаются недосказанными. Подобная манера повествования напоминает «Конформиста» Бертоллучи, также сотканного из намеков, обрывков фраз и длинных планов. «Хармса» можно обвинить в поверхностном раскрытии героев, в кадре они появляются резко, без предысторий, но это будет серьезным заблуждением, глубина образов сосредоточена в мельчайших деталях, для примера, приземленная, обывательская натура Эстер выражена простым нежеланием слушать стихотворение.

К сожалению, визуально кино получилось грязноватым. Желто-красная палитра имперских коммуналок, переключается на черно-белые кадры первой блокадной зимы, а один раз даже срывается в современный глянец. Сегодня, когда минимализм в искусстве вновь становится модным течением, авторы могли выиграть парочку дополнительных баллов равномерной цветокоррекцией.

Если попытаться охарактеризовать фильм одним словом, то это будет прилагательное «привлекательный». Шумная музыка «Аукцыона», огромное количество литературных цитат (чего только стоит «Мир потух, мир потух, мир зарезали, он петух» Александра Введенского), очаровательная игра непрофессиональных актеров. «Хармс» мотивирует взяться за книги, остается держать кулак за то, чтобы кинозалы, в первую очередь, наполнила молодежь.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018