КИНО-ПАНК

Загадочная Мэри Шелли: «Красавица для чудовища»

Ни для кого не секрет тот факт, как сложно создавать фильмы-биографии. Уложить целую жизнь человека в 2-х часовой хронометраж, кажется, под силу только матерому профессионалу. Так, Хаифе Аль-Мансур это, к сожалению не удалось. Будучи режиссером из Саудовской Аравии и сняв только одну картину, Аль Мансур просто не могла осилить столь сложную задачу, как экранизация жизни Мэри Шелли – писательницы из совсем другой культуры, эпохи.

Сюжет «Красавицы для чудовища» разворачивается вокруг Мэри Годвин, которая в свои 16 лет не только хороша лицом, но и может дать фору любому джентльмену по уму – редкость для начала 19 века. Ее родители — знаменитые радикалы, которые отстаивают идеи атеизма и свободной любви. Не упав далеко от яблони, юная леди наследует похожие мысли, что ещё больше выделяет её среди ровесниц. В один момент она встречает знаменитого поэта Перси Шелли. Молодые проникаются чувствами к друг другу и отдаются в объятья праздной жизни полной печали, которая и способствует рождению романа о монстре.

Фильм во многом позиционируется как настоящая история создания самой главной работы Мэри, однако, это не совсем так. Аль-Мансур, наученная опытом собственной жизни в Аравии, делает особый акцент на судьбе женщин. Она ставит идею эмансипации слабого пола выше любовной линии и выше исторического контекста. Вместе с тем её удается отлично показать противоречивую натуру британской писательницы, отстаивающей идеалы свободной любви, но вместе с тем, не находящей примирения с ними в реальной жизни.

В остальном фильм оказывается тягучим ирисом, который не так легко разжевать. Большое количество диалогов и отсутствие действия – за исключением быстрых побегов от кредиторов, заставляют зрителя окунуться в легкую дремоту, прерывающейся «блистательным» монтажом — продолжительные темные сцены резко сменяются светлыми кадрами.

Режиссер в своем интервью к изданиям говорит о том, что чудовище – есть окружение Мэри Шелли – унизительное отношение к женщине, эгоизм мужчин. Однако вряд ли такая интерпретация уместна, ведь Мэри сама изначально имела радикальные взгляды, за что и полюбила Перси Шелли. Избрав такой путь самостоятельно, отвергнув большинство моральных устоев того времени, создатель «Франкенштейна» сама стала чудовищем, который в конце концов раскаялся.

Несмотря на щепетильный подход к жизни писательницы, фильм посредственен. Главная тема феминизма – тонет в пучине ненужных кадров и слов. Аль-Мансур прославилась благодаря своей картине про девочку, которая хочет, но не может иметь велосипед, так как в Саудовской Аравии это транспорт для мальчиков. Удостоилась ли она такого внимания, если бы её первая картина была посвящена Мэри Шелли? Очевидно, что нет, ведь Великобритания уже отошла от нравов 19 века. В то время как страны востока до сих пор доводят права женщина до абсурда (например, женщина может петь только в полном одиночестве). Приняв на себя звание «защитницы», Аль-Мансур вряд ли стоит смотреть на запад, а сконцентрировать своё внимание на ситуации в мусульманских странах.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018