КИНО-ПАНК

Сюжет на втором плане: «Осколки»

В рассказе «Продается» герой Мопассана неожиданно для себя оказывается в как будто знакомом доме. Там он находит фотографию прекрасной женщины, которую вроде бы когда-то видел. С первого взгляда на изображение его посещает мысль, что теперь он сможет найти даму и привести ее вновь в этот прекрасный, маленький дом. Что это? Дежа вю? Или он и был тем самым хозяином дома, от которого сбежала очаровательная мадам, чье фото украшает каминную полку? Похожие вопросы возникают и при просмотре работы Алисы Хазановой «Осколки». Она, подобно Софье Копполе, помещает персонажей в отель и заставляет переживать многочисленные душевные терзания, выливающиеся в вариациях одной и той же сцены.

Сюжетная линия развивается в голове несчастной «Бовари». Она вспоминает, как однажды отправилась с ненавистным мужем в отель в Нью-Йорке и повстречала там чудесного незнакомца. Остаться с незнакомцем или сбежать – вот, что пытается решить персонаж, имя которому просто «Женщина». Каждый день начинается с того, что она просыпается и идет в ресторан. Ресторан – ключевое место в каждом из осколков положения, именно там «Женщина» должна сделать определенный выбор. Героиня Алисы Хазановой точно не помнит, кто был в тот день официантом, кто пианистом, а кто был управляющим – причина того, что некоторые эпизоды отличаются друг от друга. Впрочем, основные действующие лица неизменны: Женщина, Муж и Мужчина.

Последние специально показаны в точечном фокусе, фон, как правило, всегда остается размытым, что собственно характерно для человеческих воспоминаний, когда реальные объекты утрачивают свою четкость. Сцена с бегущими по лесу девочками, а также эпизод на крыше и вовсе остаются вне зоны резкости. Таким образом, фокус, как и остальная операторская работа, позволяет четко разграничивать сны или реальные воспоминания от выдуманной реальности.

«Осколки» — это один из таких фильмов, где сюжет уходит на второй план, а внимание заостряется на звуке, камере и игре актеров. Общее ощущение складывается такое, что съемками руководил именно оператор, так как достаточно сильный акцент сделан на таких деталях, как расфокус, дребезжание кадра (во всех сценах), а также воспроизведение глубинной мизансцены. Однако отличной работой оператора картина не ограничивается. На помощь изображению приходит рваный звук, благодаря которому происходящее на экране обретает нужный смысл. Таким образом, звук в «Осколках» есть не дополнение, а самостоятельный элемент, несущий определенную функцию.

Работу Алисы Хазановой сложно назвать работой отечественного кинематографа, ввиду того, что и актеры и продюсеры и сценарист – иностранцы. Плюс ко всему язык картины – английский, что сыграло не в пользу актерского мастерства Хазановой. Впрочем, это лишь небольшой камень в огород режиссера. «Осколки» действительно отличается от «Бабушки легкого поведения», «Спасти Пушкина», «Другойсовсемнепонятныйфильм», однако будучи снятым под копирку авторского кино, он в итоге является лишь его слабой тенью. Съемочная группа разбила видение арт-хауса на осколки разрозненного повествования, таинственности истории, отличительной съемки и сложила из них одно зеркало, в котором, увы, нельзя увидеть тот самый Мариенбад, что так часто звучит в рецензиях многих изданий.

Режиссерские дебюты редко вызывают ажиотаж, однако Алиса Хазанова оказалась исключением. Ее картина уже продана в Китай и готовится к прокату по России – многообещающее начало, которое возможно позволит Алисе вновь занять режиссерское кресло и снять очередную драму для своих кругов.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018