КИНО-ПАНК

Полетаем мы на землю: «Салют-7»

1985 год. С момента первого полета человека на орбиту прошло всего два десятилетия, и завораживающая темная пелена, усеянная звездами, оставалась по-прежнему загадочной и неизведанной. Улететь за пределы планеты Земля — мечта многих советских людей, которые отчасти были одурманены как популярной научной фантастикой, так и самой идеей об освоении космоса. Безусловно, что за 20 лет космическая индустрия Советов добилась больших успехов в техническом плане, однако уровень оснащенности по сравнению с 2017 годом (что говорить о состоянии компьютерной техники) не дотягивал до того, чтобы решать проблемы можно было бы быстрее и точнее. Так, ещё было уместно противостояние Человека машине, которая могла дать сбой в любой момент.

1985 год – запомнился многим по героическому эпизоду, произошедшему на орбите нашей планеты: космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных произвели ручную стыковку со станцией «Салют-7», которая будучи оторванной от мира людей, казалась потерянной. В результате огромной работы космонавтам удалось спасти станцию, а значит сохранить имидж страны. Эта история ещё тогда привлекала писателей-сценаристов героизмом, проявленным космическими летчиками. Впрочем, первый документальный фильм об этих событиях был снят только в 2011 – «Битва за «Салют». Космический детектив». В 2017 в широкий прокат выходит новая картина «Салют-7», которая, однако, явилась лишь более художественной интерпретацией своего предшественника.

Что же общего у «Салют-7» и «Битва за «Салют». Космический детектив»? Прежде всего сценарист – Алексей Самолетов. Именно его перу принадлежит сюжет документального кино. Канва о подвиге советских космонавтов остается, однако действия развиваются в непредсказуемом ключе. Акцент в фильме сдвинут на пропаганду и на политику. Диктор твердым голосом говорит о том, что американцы собираются захватить станцию «Салют-7» и увести ее в грузовом отсеке шаттла. Плюс ко всему, знатная завязка подкрепляется уничижительным отношением к США. Всем известно, что 80-е годы – это время холодной войны. Эпоха была напряженной. Однако о том ли событие?

В 2012 году «Битва» выиграла главный приз Международного фестиваля детективных фильмов «ДетективФЕСТ». Такой факт был удивлением для зрителей тех лет и остается удивительным на сегодняшний день. Так, форумы (как русские, так и англоязычные) пестрят нападками-комментариями о том, что картина далека от документальности.

Примеры:
1.Kidnapping a Soviet space station
2.Форум журнала «Новости космонавтики»

Похищение «Челленджером» станции кажется технически невозможным. Грузоподъемность корабля составляла 14.5 тонн, а вес станции – 20 тонн. Сергей Рогов, Директор института США и Канады РАН на момент съемок «Битвы за салют» также говорит в интервью, что идея была фантастичной.

Такое длинное вступление ведет к тому, что «Салют-7» производства 2017 года является лишь доработанной версией «документалки». Похищение станции американцами, крайне жестоко-настроенные власти СССР, которые в любой момент были готовы взорвать «Салют-7» – всё это осталось. Сценарий дополнили семейными линиями, но будучи совершенно нераскрытыми, они выдавливают слезу только у самой чувствительной аудитории. Такой ход напоминает сцену из «Интерстеллара», где герой МакКонахи в горьких рыданиях просматривает сообщения своих близких.

Салют-7 (2017)

Создатели не пошли по пути «Соляриса» Тарковского, они решили сделать штамповый блокбастер. В самом начале главного персонажа Федорова отстраняют от полета, но очевидно, что он полетит. Будучи на станции, Федоров должен спасти своего коллегу и остаться умирать в одного, но опять очевидно, что выживут оба. У всех космонавтов рождаются девочки, и предсказуемо, что у Алехина родится дочь. Таким образом, все три зрительских предположения подтверждаются. Однако самая выдающаяся часть — концовка. В самый последний момент к станции подлетают американцы. Увидев, что советским героям удалось наладить ситуацию, они торжественно отдают честь Федорову и Алехину. Исторический момент? Нет. Забавная выдумка? Да.

Тем не менее, у картины есть и пара плюсов. Так, некоторые фразы из диалогов представляют действительные высказывания прототипов. «Колотун, братцы!» — именно так описал Джанибеков ситуацию на станции. Еще один плюс – это воссоздание обстановки ЦУПа (центрального управления полетами), а также отличный выбор актера Александра Самойленко на роль, прототипом которой был Валерий Рюмин; их поразительное сходство во многом позволяет восстановить атмосферу событий. Положительно можно и отозваться о компьютерной графике космоса – пара кадров действительно завораживает, но особенно стоит выделить вылет ракеты за облака: ракета прорывается в космос сквозь пелену белых облаков и освещает их пурпурным светом.

В целом, благодаря второй половине картины режиссеру удалось передать зрителям ощущения исторического момента. Однако пропагандистская суета, навязанные семейные драмы и штампы окончательно испортили всю идею. «Октябрьское небо» 1999 года – это тоже фильм про космос, который направлен исключительно на американскую аудиторию. Одной из ключевых сцен этой работы Джонстона является первый полет спутника СССР. Люди выходили на улицы и в практически полном безмолвии устремляли глаза в небо. Они ждали. Неужели человеку удалось покорить космос? И вот зритель видит глазами тех самых людей, как маленькая звезда прокатывается по небосводу. Сцена проста, но она поражает. Благодаря, своей простоте она позволяет нам прочувствовать эмоциональную атмосферу тех лет. «Салют-7», в свою очередь, — это отсутствие атмосферы. Переживания космонавтов, их подготовка, подготовка ЦУПа продемонстрированы урывками. В итоге возникает недосказанность.

На сегодняшний день единственным качественным источником, повествующим о событиях 1985 года, остается книга Виктора Петровича Савиных «Записки с мертвой станции», где он приводит записи своего дневника, копии писем из дома, а также описания того, что действительно происходило на орбите и на земле.

Телевизионный репортаж

П-1, 2: «Здравствуйте, добрый день».

П-1: «Мы отмечаем 10 лет со дня первого Международного совместного Советско-американского космического полета по программе «Союз-Аполлон». Мне довелось принимать участие в этой программе. Видел я как работали советские и американские специалисты С каким подъемом и воодушевлением версталась и затем выполнялась эта программа. Вспоминаются и сложные моменты как у нас, так и у американских космонавтов в космосе, но это все было преодолено. Мне хотелось бы привести слова французского космонавта Ж. Л. Кретьена: «Не главное — выполнить полет, а главное, что мы узнали друг друга»». Всех кто проходил подготовку в Звездном тянет, чтобы пообщаться с теми людьми, с которыми прожито, вроде немного времени, но сделано много интересного».

П-2: «Международные программы дают толчок в развитии науки в разных странах. Наши позывные «Памиры». Это величайшие горы — крыша Мира. Мы сейчас находимся над нашей прекрасной планетой. Видим ее во всем великолепии. В мирном ее обличии. И нам хотелось бы всю жизнь видеть ее вот такой».

П-1: «Космос должен быть мирным!»*

Конечно, помнить о подвигах и о профессионализме наших граждан необходимо. Большое спасибо съемочной группе, что они вновь заговорили о Джанибекове и Савиных. Однако не стоит и забывать, что «Салют-7» — это история, а её искажение иногда равносильно преступлению.

*Источник : В. П. Савиных «Записки с мертвой станции», 1989 год.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018