КИНО-ПАНК

Ушел в отказ, заходит их главный: «Сексуальная тварь»

Этой весной исполняется двадцать лет самому красивому в мире клипу. Blur – Universal. Стерильная помесь «Космической одиссеи» и «Заводного апельсина», разбавлена оранжевыми вставками с невзрачными иероглифами, намекающими то ли на дальнейшее развитие сюжета, то ли на порочную крайне искусственную сущность белоснежных посетителей «Молочного бара».

Знакомьтесь, Джонатан Глейзер – клипмейкер и режиссер, обволакивающий каждый кадр платиновым налетом. Первый фильм Глейзера напрямую ассоциировали с очередной британской копией Тарантиновского криминала («Карты, деньги», «Большой куш»). Ошибка фундаментальная. Для режиссеров старой школы источником вдохновения служил личный опыт, для Тарантино и последователей – зрительский опыт, для Глейзера – внутренние мироощущение. Переосмысленный экспрессионизм. Камень будет медленно-медленно катится с горы, не для того, чтобы раздавить протагониста, словно комара, переполненного кровью. Его задача пробить первую дырку в истощенных душах, а заодно и кафель на дне бассейна.

Глейзер не гордится остроумными диалогами, не блистает трехмерными эффектами, а совершенно спокойно лепит качественное кино при помощи камеры, света и актерской игры. Нутро клипмейкера чувствуется с первой же минуты, если песня начала играть, нельзя её прерывать, можно приглушить, можно завалить фоновыми шумами, но остановить – никогда! Полуторачасовое повествование «Твари» сводится к тому, что зритель остается недоумевающим дураком. Да что там зритель, даже среди критиков нет единого понимания, кто-такой мохнатый зайчик со стволом. Одни считают его совестью главного героя, другие реинкарнацией Бена Кингсли. А история следующая, профессиональный грабитель банков после восьми лет за решеткой уезжает в Испанию на постоянное место жительства. Жизнь тихо течет (про покемона все давно забыли), пока не появляется давний знаковый, обладающий чрезвычайно мерзким характером, с заманчивой идеей совершить ограбление века. Казалось бы, старая, как Голливуд, сказка, но Глейзер мастерски смещает акценты, делит картину на несколько по-разному эмоционально окрашенных частей и добавляет второстепенные линии, светящиеся не хуже основных.

Чем было море для Айвазовского? Смыслом жизни? Синонимом бесконечной красоты, неудержимой энергии? Русскую душу тяжело запереть в клетке, она готова гореть в полную силу, светить для всех, охватывать невероятное. Глейзер с похожим трепетом относится к водной стихии, только для чистокровного англосаксонца на первом месте совершенно иные свойства характера: сдержанность и уверенность. Он не знает, хватит ли его таланта, мастерства и денег продюсеров на Атлантику, но что хватит на бассейн – убежден точно, а если вдаваться в подробности, на один бассейн, и одну публичную баню, рассказ о которой смело можно прировнять к спойлеру.

«Тварь» обязательна к просмотру, как и последующие фильмы Глейзера: «Рождение», «Побудь в моей шкуре». Он гений, черт побери!

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018