КИНО-ПАНК

Улыбайся, чего злой стоишь: «Лицо»

В 1966 году вышла философская драма японского режиссера, Хироси Тэсигахара, «Чужое лицо». Сюжет картины открывает зрителю судьбу одного ученого, который при неудачном опыте теряет свое лицо. Однако со временем у него появляется новое обличие – маска, что заставляет его постоянно задумываться о том, насколько жалко общество. Польское «Лицо», в свою очередь, хоть и сохраняет завязку сюжета своего предшественника, представляет собой скорее человеческую комедию, чем философский трактат.

Главный герой фильма, Яцек, любит рок и мечтает когда-нибудь покинуть глубинку в пользу большого города. Для заработка он нанимается рабочим на стройку, которая станет для него роковой. Один шаг не туда, и рокер становится жертвой производственной травмы. Он теряет лицо, но со временем обретает «рожу», а вместе с тем и новую жизнь. Шаткий корабль местного общества, к которому он так долго принадлежал идет ко дну, и европейский флаг толерантности, увенчивающий мачту, начинает медленно погружаться в морскую пучину. Поначалу персонажи измываются только над национальными меньшинствами, а потом переходят и на «рожу» — нового изгнанника из их сплоченного круга.

Граждане поляки утверждают, что фильм подобен «Левиафану», и что он чернит их великое государство. Но если Звягинцев показал чиновничий произвол действительно характерный для России, то значит ли это, что проблема национализма является острым вопросом для Польши? Впрочем, это не единственное, что удивляет в стране, изображенной Малгожатой Шумовска. Следя за камерой, глаз не может не зацепиться за столь знакомые русскому человеку интерьеры и привычки. На стенах висят ковры, а «дружные» члены семьи радостно попивают водку. Если бы не прекрасный польский язык и ровные дороги в деревне, то вряд ли можно было бы сказать, что действие происходит в стране, которая вот уже 14 лет является членом ЕС.

Рецензия на фильм «Лицо» (2018)

Кадр за кадром зритель становится свидетелем необычного трюка – режиссер плавно идет по тонкой грани отличительного кинематографа, не склоняясь при этом ни на миллиметр в сторону пошлых штампов. В «Лице» нет жертвенной любви, которая так напрашивается в прокатное кино, нет особой философии, которую любят подавать в разжеванном виде. В «Лице» есть только жизнь, а все выводы каждый делает сам. По ходу режиссер также умело жонглирует символизмом. Она нарочито использует расфокус, чтобы привлечь внимания зрителя к определенному объекту, постепенно меняет прическу бывшей возлюбленной Яцека и изобретает другие интересные эффекты. Однако апогеем картины становится повернутая голова Иисуса, как знак отвращения к показанному обществу: к священнику, который верит в экзорцизм, к матери, которая видит в своем сыне дьявола, к людям в совокупности, которым алчность и зависть не мешают быть постоянными прихожанами церкви.

«Лицо» — это блестящий портрет социума, ведь в конце концов оказывается, что Малгожата стремится показать не испорченную физиономию героя, а изуродованные черты характера людей. Огромная жалость в том, что таких выдающихся портретов мало. Художники-режиссеры всё больше тратят краски на открытки, приходящиеся по вкусу массовому зрителю, и упускают достойные внимания сюжеты. Именно поэтому польская лента — это находка, которая порадует ценителя, случайно или специально заглянувшего в столь захламленный мир кинематографа.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018