КИНО-ПАНК

Мир без гармонии: «Угоняя лошадей»

Культура Скандинавии самобытна, сурова и не терпит полумер. И, несмотря на любые новые веяния в кино, северяне не отходят от своих принципов и продолжают снимать картины строго в своих традициях. «Кино-Панк» рассмотрел новый, но все такой же истинно скандинавский фильм о смерти и преодолении.

Швеция и Норвегия – сильные страны с жестким климатом. Суровая жизнь влияла на восприятие жителей этой местности, и они стали мужественными, молчаливыми и жесткими. Жизнь в условиях постоянного дискомфорта не располагает к веселью – и поэтому северяне чаще думают о смерти. Это отразилось и в культуре этих стран: в литературе и кино говорят о «Стокгольмском синдроме», травмах, которые не залечить, но которые можно победить усилием воли, об убийствах и злом роке. И новая картина «Угоняя лошадей» хоть и пытается донести до зрителя светлую мысль о победе над душевными бедами, все-таки остается истинно скандинавской во всем: по темам, по духу и по общему стилю.

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Главный герой, пожилой мужчина Тронт возвращается в норвежский городок, в котором он когда-то жил в детстве. Он сломлен и одинок: его любимая жена погибла в автокатастрофе. Но возвращение пробуждает в Тронте давно забытые тяжелые воспоминания, и он невольно вновь переживает их. Впоследствии он понимает, что именно эти события, пережитые вновь, помогут ему справиться с собой.

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

В фильме показан процесс роста характера, постепенного взросления Тронта, когда он был еще ребенком. Он, как и многие дети, проводящие все свободное время на воздухе (мальчик проводил то лето у отца на ферме), особенно тесно связан с природой и чувствует ее. Тронт слышит, как бегут по земле муравьи, он дышит в унисон с ветром, все погодные изменения влияют (или наоборот?) на настроение мальчика. Но все меняется, когда один из его знакомых детей случайно стреляет в своего брата и убивает его. Тронт потрясен этой трагедией и впервые задумывается о смерти. Эти мысли становятся точкой роста для ребенка. В нем неуклонно назревает конфликт, потому что он понимает, что мир состоит из жестоких случайностей, которые бьют человека и уклониться от них не получится.

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

От осознания того, что в мире людей нет гармонии, а существуют еще и боль и смерть, Тронт становится угрюмым, ожесточенным. И тогда к нему на помощь приходит отец. В фильме эта фигура лесоруба – олицетворение человека, который управляет своей жизнью, смотря на беды, как на задачи, которые необходимо решить. Отец учит сына нескольким важным вещам: «Не становись жестоким», «будь внимателен ко всему, что тебя окружает», и важнейшее – «мы сами решаем, когда нам больно». Он помогает Тронту начать понимать себя и окружающий мир, не просто чувствовать природу, но и управлять, руководить ей.

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Для понимания фильма очень важен эпизод, когда отец с сыном вместе едут вдоль реки, помогая бревнам сплавиться по реке. Первый завал они разбирают вместе – как вместе переживали гибель ребенка, которая так повлияла на Тронта. Но второй завал оказывается куда сложнее – и только Тронт в силах изменить ситуацию. Мальчик справляется с ним с большим трудом, но в одиночку – и сцена становится метафорой последующих событий, когда отец бросает их семью и уходит к другой женщине. В той ситуации герой остается один, и ему предстоит в одиночку пережить предательство отца, который был ему самым близким другом и учителем.

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Фрагмент из фильма «Угоняя лошадей»

Но причем же здесь угон лошадей? Упоминание об этом встречается в фильме дважды: когда Тронт с другом понарошку угоняют коней с пастбища, наслаждаясь возможностью хотя бы ненадолго оседлать лошадь, и как пароль бойца Освободительного движения Второй мировой войны – каким был отец мальчика. Так, фраза «угоняя лошадей» становится лозунгом свободы, сопротивления року, символом веры в свои силы. Но, несмотря на двукратное упоминание, эта идея считывается не очень явно: в фильме достаточно другой подобной символики, но почему-то именно эта послужила названием для картины.

Фильм снят качественно, красиво и с большой любовью к пейзажным кадрам. Его составляют глубокие идеи и в нем задаются непростые вопросы. Но это кино, пожалуй, даже слишком «скандинавское»: настолько, что в нем остается совсем мало места для индивидуальности.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018