Кино-панк

Что делает фильм ужасов страшным?

Любовь к просмотру хорроров кому-то может быть непонятна, но на самом деле это один из самых простых и безопасных «адреналиновых аттракционов», который помогает снять стресс и напряженность методом психологической «встряски». Но как создается кино, которое может напугать нас? Вот уже почти сто лет прошло с момента выхода первого фильма ужасов, а набор приемов остался практически неизменным.

Прежде чем говорить о художественных приемах, делающих фильм страшным, необходимо разделить все картины этого жанра на две части. К первой относятся картины, которые можно условно назвать «открытыми» хоррорами. В них зритель, как правило, хорошо видит угрозу. Ей скорее выступит реальный маньяк-психопат, нежели загадочное существо из потустороннего мира. Опасность в таком фильме – реальная угроза жизни, реалистичная, но доведенная до крайности. Наглядный пример такого хоррора – все серии картины «Пила».

Фрагмент из фильма «Пила II»

Фрагмент из фильма «Пила II»

Чем зрителя пугают в таких фильмах? Так как ставка сделана на реалистичность подачи, пугать надо тем, что в теории может случиться с человеком в жизни. А это значит – болезни, раны, пытки, любое насилие. В данном случае фокус стоит на восприимчивости зрителя. Когда мы видим чью-то боль, наш организм непроизвольно реагирует на опасность, поскольку примеряет ее на себя. Просыпается страх и мобилизация перед угрозой, как если бы человек сам оказался в похожей ситуации. Именно в таком состоянии организм начинает вырабатывать адреналин. И когда фильм заканчивается, зритель чувствует себя взбодрившимся и свежим, в случае, если он не чрезмерно впечатлителен. Потому при работе над «открытыми» хоррорами все должно быть как можно более достоверным, над чем старательно и работают киностудии. Умение изображать на экране боль и раны стало развитым настолько, что аудиторию вряд ли можно напугать фильмами, снятыми больше 20 лет назад. Та же «Суспирия» с очевидно бутафорской кровью давно стала для зрителей хоть и эстетичным, но совсем не страшным фильмом.

Кадр из фильма «Паранормальное явление 4»

Кадр из фильма «Паранормальное явление 4»

Второй типаж картин из условной классификации – «закрытый» хоррор. Такие фильмы пугают именно тем, что на протяжении всего или почти всего кино зритель не просто не видит угрозу, но и часто даже не понимает, чего конкретно ему нужно опасаться. Такие фильмы обычно несут в себе мистический подтекст. К ним можно отнести и культовый «Звонок», и все части «Паранормального явления», и «Астрал». Ключевой страх, который содержит в себе такое кино – человек не знает, откуда берется опасность и как с ней бороться. «Закрытые» хорроры обычно считаются более страшными, поскольку в «открытых» угроза видна и зритель, хоть внутренне и мобилизуется, все-таки может чувствовать скорее отвращение, нежели страх. «Закрытые» же хорроры вызывают у аудитории чувство беспомощности, а потому обычно пугают намного больше.

Фрагмент из фильма «Астрал 2»

Фрагмент из фильма «Астрал 2»

Что содержит в себе такой фильм? Во-первых, реалистичность здесь также имеет значение, поскольку смотрящий должен примерить ситуацию на себя. Именно поэтому большинство современных фильмов ужасов развиваются по схеме «семья переезжает в новый, но подозрительный дом» — более реалистичную причину для того, чтобы оказаться в доме с призраками, сложно найти. Также важную роль играет общая атмосфера. Такие картины стремятся сыграть на инстинктах зрителя, а потому пугающие события разворачиваются в полутьме или темноте, когда герой наиболее дезориентирован. Также кино пугает аудиторию с помощью переработанных архетипов – образов, которые закрепились в сознании людей еще столетия назад. Так, классический для ужастиков образ девушки с длинными черными волосами и в белом платье вызывает ассоциации с образами смерти и ведьмы. Белый цвет одежды не случаен – он наиболее заметен в темноте и пугает из-за своей выразительности и неестественности. Часто создатели фильма используют в работе популярные фобии: например, насекомых, змей, костюмы клоунов.

Фрагмент из фильма «Оно»

Фрагмент из фильма «Оно»

Есть и общие детали, которые объединяют оба направления хорроров. Во-первых, это неотъемлемое напряжение (те самые сцены, где герой медленно спускается в темный подвал по скрипящим ступенькам), которое должно нарастать медленно. Во-вторых, это так называемые «скримеры» — популярный и самый легкий способ напугать зрителя – внезапное появление чего-то страшного на экране (когда герой резко поворачивается и вдруг видит маньяка или монстра). Ну и в-третьих – это, конечно, музыка, которая должна создавать атмосферу ужаса и опасности. Это направление какое-то время было настолько популярно, что стали возникать группы, специализировавшиеся на музыке для фильмов ужасов (как пример – Midnight Syndicate).

Все эти приемы улучшаются и модернизируются, но остаются общими для всех выпускающихся фильмов ужасов. Тем не менее, успех этого жанра не позволит ему исчезнуть с экранов еще очень долгое время.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018