Кино-панк

Героин в мёртвых младенцах. История пропаганды в советском кино

Кинематограф с момента его появления стал одной из наиболее привлекательных площадок для внедрения пропаганды и воздействия на сознание публики. Советский Союз, как государство, упорно продвигавшее свои интересы как на мировой арене, так и внутри страны, активно использовало кино в качестве инструмента пропаганды. Какими способами достигалось влияние на публику? Какие образы формировала пропаганда у зрителя?

Прежде всего, необходимо пояснить ключевое отличие пропаганды от рекламы. Реклама представляет товар, услугу или какие-либо возможности, но не настаивает на потреблении исключительно одного продукта (например, не заставляет человека есть колбасу каждый день, хоть и может рекомендовать это). Пропаганда же формирует систему ценностей, при которой иной образ жизни невозможен (например — мы должны трудиться без отпусков, потому что лень разрушает нацию, а трудолюбие приведет нас на вершину). Реклама работает в условиях честной конкуренции и имеет право демонстрировать только выгодные стороны продукта, а чужие товары комментировать не может (поэтому в рекламе запрещено упоминать названия других торговых марок). Пропаганда же формирует четкий образ врага и четко называет его (так появились выражения «злой русский» и «тупой американец»).

Кадр из фильма «Александр Невский»

Кадр из фильма «Александр Невский»

Таким образом, основные приемы пропаганды в советском кинематографе тоже можно разбить на две части: те, которые формируют систему ценностей и те, которые изобличают врага. И в той, и другой области сформировались яркие образы, которое внедряло в сознание зрителей советское кино.

Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Хорошим примером первой категории может стать фильм «Свинарка и пастух» — черно-белая музыкальная комедия. Отличительная черта этой картины – она снималась в годы Великой Отечественной войны, когда необходимо было поддержать настроение среди граждан и укрепить веру в будущее страны и ее руководство. Так, для поддержания культа личности Сталина создатели фильма постоянно напоминали о нем в кадре: зритель постоянно видел на фоне памятник вождю. Такие кадры должны были закрепить в сознании аудитории факт невидимого присутствия Сталина. Но главным в картине все же остается образ гражданина, такой, каким его хотело видеть руководство страны.

Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Главная героиня фильма свинарка Глаша олицетворяет собой идеальный пример советской работницы. Для нее важно дело и она едет на выставку в Москву прежде всего потому, что хочет быть полезной для советского общества. Создатели неслучайно сделали Глашу свинаркой – это должно подчеркивать, что для советского рабочего не бывает грязной, неприятной работы, и что даже к свиньям нужно относиться с любовью и заботой. Глаша недаром влюбляется именно в пастуха Мусаиба – такой ход должен символизировать дружбу народов, которой гордилась СССР. Мусаиб – хороший персонаж, потому что тоже болеет за дело и даже вступает в схватку с волками, чтобы защитить своих овец. А ухажер Глаши, Кузьма – плохой персонаж, потому что тунеядец, и лишь ходит за девушкой с гармонью, вместо того, чтобы работать. Так, разыгрывая любовный треугольник, создатели фильма наглядно продемонстрировали правильный образ женщины, мужчины и антипример, который, конечно, остается ни с чем. Именно такие «картонные» персонажи характерны для пропаганды – либо «плюс», либо «минус».

Кадр из сериала «ТАСС уполномочен заявить»

Кадр из сериала «ТАСС уполномочен заявить»

Ко второй категории относятся советские фильмы, которые посвящены борьбе «своих» против «чужих». Примером такого кино стал многосерийный «ТАСС уполномочен заявить».

Фотография со съемок сериала «ТАСС уполномочен заявить»

Фотография со съемок сериала «ТАСС уполномочен заявить»

Основная цель пропаганды в данном случае – демонизировать образ соперника, сделав его не просто конкурентом, а воплощением зла, чтобы зрителю было понятно – борьба с ним не политическая, а нравственная. Главный герой – КГБшник с говорящей фамилией Славин раскрывает преступления подлого агента ЦРУ. Преступления, которые совершил агент, бесчеловечны. Он покупал у бедных африканских семей младенцев, убивал их, а в трупах перевозил героин. Раскрытие такого преступника становится делом чести. В итоге, конечно, Славин выполняет свой долг, а ЦРУ вынуждено отказаться от проведения военного переворота.

Этот, второй вид пропаганды, опасен особенно. Если формирование положительного образа советского гражданина в теории может принести пользу, то демонизация соперников приводит только к разжиганию межнациональной розни. К счастью, таких фильмов снято немного и они не слишком популярны, а над стереотипами, навязанными «холодной войной», сейчас в кино все чаще иронизируют в обоих государствах.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018