Кино-панк

«Неправильное» кино о нации победителей

Героическое кино об отваге, подвигах и высоких моральных качествах – большинство фильмов о Великой Отечественной войне выглядят именно так. Но существуют и те, что описывают жизнь на войне и после неё совсем по-другому.

«Кино-Панк» подобрал три картины, которые показывают события военных лет с другой, непопулярной точки зрения. Они лишены героизации, но поднимают опасные темы, говоря о которых, сложно избежать дискуссий и даже осуждения. Стоит ли их смотреть? Да, если зритель хочет увидеть войну другими глазами и понять ее немного лучше.

«Проверка на дорогах» (режиссер – Алексей Герман, 1971 год)

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

Этот фильм стал дебютной работой Алексея Германа и, возможно, его самой смелой и неоднозначной картиной. «Проверку на дорогах» не пропустила цензура – фильм оправился в архивы на 15 лет. Причиной запрета к показу стала «дегероизация народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны». Но в 1985 году картине все же удалось выйти на большой экран и она мгновенно стала известной и любимой многими.

Фрагмент из фильма «Проверка на дорогах»

Фрагмент из фильма «Проверка на дорогах»

Сценарий фильма основан на сюжете повести «Операция «С Новым годом!»» отца режиссера, Юрия Германа (кино вначале называлось так же). Произведение и фильм рассказывают о бойце Александре Лазареве, который добровольно перешел на службу к немцам. Коллаборационист сдается в плен советскому партизанскому отряду и готов кровью искупить вину предательства Родины.

Фрагмент из фильма «Проверка на дорогах»

Фрагмент из фильма «Проверка на дорогах»

Фильм «Проверка на дорогах» поднимает непростую, но актуальную для военного времени тему: можно ли простить человека, который перешел на сторону врага? Можно ли поверить ему и пожалеть его? Алексей Герман утверждает, что да. Картина сочувствует таким людям, как Александр Лазарев, что было недопустимо в послевоенные годы. Но именно сочувствие делает фильм человечным и «настоящим» — наверное, поэтому он не забыт до сих пор.

«Праздник» (режиссер – Алексей Красовский, 2019 год)

Кадр из фильма «Праздник»

Кадр из фильма «Праздник»

Бюджет фильма составил 3,5 миллиона рублей. Большая часть этих денег был оплачена самим режиссером из личных средств. 127 000 рублей было собрано с помощью краудфандинга – Красовского поддержало всего 55 человек.

Фрагмент из фильма «Праздник»

Фрагмент из фильма «Праздник»

Фильм «Праздник» получился неправильным и «неудобным» во всех смыслах. Во-первых, потому, что о событиях, происходящих в блокадном Ленинграде, была снята комедия. Во-вторых, потому, что персонажи фильма – не герои и не жертвы, и вроде как даже не относятся к защитникам города. В-третьих, кино говорит о том, о чем принято не упоминать – что в Ленинграде, где царил голод и отчаяние, оставались люди, которые по-прежнему ни в чем не нуждались и могли себе позволить даже праздничные застолья. Идейным же центром картины стал практически бытовой конфликт богатых людей и их бедных гостей, сама блокада в фильме не высмеивается. Но, несмотря на определенную отстраненность от ужасов войны, ее незримое присутствие делает конфликт интересов и финансов острее. При работе над фильмом режиссер обращался к архивам, в которых находится информация, частично засекреченная, об особых лицах, получающих дополнительные пайки, привилегии и льготы. Поэтому в клевете «Праздник» обвинить трудно.

Фрагмент из фильма «Праздник»

Фрагмент из фильма «Праздник»

Еще до выхода фильма против него были настроены многие представители властных структур, зрители и некоторые СМИ. Красовский утверждает, что получал на телефон сообщения и звонки от незнакомых людей с угрозами, связанными с картиной. Когда фильм все же вышел, он был временно заблокирован YouTube за нарушение условий использования видеохостинга, но после снова был разрешен к просмотру. За прокатным удостоверением в Министерство культуры Красовский решил не обращаться.

«Дылда» (режиссер – Кантемир Балагов, 2019 год)

Кадр из фильма «Праздник»

Кадр из фильма «Праздник»

Еще один фильм, который идет в прокате прямо сейчас, рассказывает не о военных событиях, а о том, что было после. Кантемир Балагов задает зрителю вопрос – задумывался ли он о том, что произошло после того, как Великая Отечественная война закончилась?

Фрагмент из фильма «Дылда»

Фрагмент из фильма «Дылда»

События фильма отвечают на этот вопрос не так, как принято это делать. После окончания войны осталась страна-победительница и ее народ – искалеченный, усталый, разучившийся жить и мыслить нормальными, мирными категориями. Он слишком близок к пограничным состояниям – к рождению и смерти. Главная героиня Ия делает безнадежно больным добровольные смертельные инъекции. Ее фронтовая подруга Мария после первых родов бесплодна и идет на самые подлые сделки, чтобы получить ребенка и заполнить пустоту, оставшуюся после гибели сына. Действие фильма происходит в Ленинграде – городе, в котором пострадали не столько крыши и стены, сколько люди. Поэтому именно он становится особенно точной декорацией к событиям картины.

Фрагмент из фильма «Дылда»

Фрагмент из фильма «Дылда»

«Дылда» показывает, что после войны не было веселья и счастливой жизни. Она осталась во временах, которые уже недостижимы для тех, кто провел эти годы, защищая страну. И в этой идее заключается особенная честность фильма. Возможно, именно за нее он и получил награду Каннского фестиваля в номинации «Особый взгляд».

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018