КИНО-ПАНК

Я не хочу быть один: «Игра в имитацию»

Странный фильм! Очень странный! Может быть намеренно, а может быть на интуитивном уровне авторы втеснили все самые слабые элементы в первые сорок минут картины. Эффект получился, как от удара «Фау-2»: начало вызывает отвращение, середина удивление, концовка духовное возбуждение, а финальная ремарка заставляет заплакать.

Кстати о ремарках, их внешний вид проектировался каким-то норвежским школьником, потому что белые буквы на фоне коричневого пятна выглядят нелепо и безвкусно. После нескольких описанных пятен начинается повествование, напичканное простенькими диалогами, такими, какими обычно оперируют гениальные ученые в кино: аутичными, отстраненными, в меру забавными.

— Вы хотите помогать правительству Соединенного Королевства Великобритании?
— Да не шибко-то.

Понятно, что речь ведется о шифрах, войне, математике. Главная задача героя и компании чуть менее сообразительных ребят, а также Киры Найтли, разгадать код «Энигмы» — самой совершенной шифровальной машины в мире. Об этой коробке с клавишами и лампочками уже снимались восхитительные фильмы, например, «Ю-571», красочное, интригующее и серьезное кино про подводников, правда заточенное под широкую публику. В «Имитации» тоже показаны подводные лодки, самолеты, танки, но мельком и неопрятно. Под неопрятностью понимается дешевая компьютерная графика (а-ля Никита Сергеевич и Федька Бондарчук). Гораздо интереснее смотрятся кадры из военной хроники. Если продолжать тему взаимосвязи с кинематографом, удивила шутка про минет и «Марсельезу», напрямую отсылающая к короткометражке Озона.

Ведущая роль принадлежит Камбербэтчу, парню некрасивому, но моложавому, на исходе четвертого десятка играть двадцати семилетнего сможет не каждый. Аккуратно и интеллигентно поднимается проблема одиночества и социальной неприспособленности. Прекрасная цитата про морковь: «Все проблемы начались с моркови, морковь оранжевая, а горошек зеленый, их нельзя смешивать». Крохотная фраза, отражающая вселенную персонажа подробнее любых внутренних монологов. Что творится в этой вселенной? Закаляется мужество и стойкость, вера в своё дело. «Я решаю кому жить, а кому умереть, потому что решать это больше некому».

Успех фильма во многом обязан сложной и трагической судьбе Алана Тьюринга, о котором, собственно, кино и делалось. После сеанса трудно выбросить из головы дрожащий крик измученного человека, обнимающего огромную железную вычислительную махину: «Я не хочу быть один! Я не хочу быть один!»

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018