Есть еще одна область «выхода из себя», которая, в общем, с легкой руки «Потемкина» входила в моду, хотя и не всегда в методику.
Это выход изображения в музыку.
Это та внутренняя «пластическая музыка», которую на этапах немого кино несла на себе сама пластическая композиция фильма. Выпадала эта задача чаще всего на долю пейзажа. И подобный эмоциональный пейзаж, действующий в картине как музыкальный компонент, и есть то, что я называю «неравнодушной природой».
Разбору самого этого явления и разных фаз его развития и посвящены последующие страницы. Эта тема естественно переходит в общие вопросы пластического звучания, в проблемы развития этих принципов с приходом звука и звукозрительного кинематографа и в дальнейшем занимается выяснением общих сдвигов внутри теории и практики монтажа на новом этапе, двадцать лет спустя после того, когда они в таком виде были установлены в «Потемкине».
Итак, немое кино само себе писало музыку. Пластическую.
И это тоже был своеобразный «выход из себя», выход в другое измерение. Пластике немого кино приходилось еще и звучать.
Музыкальный ход сцены в те дни решался строем и монтажом изображения. Из монтажных кусков слагался не только ход сцены, но слагалась и ее музыка. Подобно тому как немое лицо «говорило» с экрана, так с экрана же «звучало» изображение.
Формат: fb2
Ссылка для скачивания: Неравнодушная природа