20 лет назад, в августе 1998 года, вышел первый кассовый фильм Marvel – «Блейд». Сегодня студия комиксов популярна, как никогда ранее, но Блейд исчез и не собирается возвращаться на экраны.
Клуб в одном из цехов мясокомбината. Гремит музыка, сотни тел сотрясаются в едином порыве. Неожиданно с потолка начинают бить красные фонтаны. Это кровь. Глаза расширяются, клыки обнажаются, на мизансцене в черном плаще и солнцезащитных очках появляется Уэсли Снайпс.
1990-е были непростым временем для Marvel. Резко сократились продажи комиксов, телевизионные версии «Карателя» и «Капитана Америки» принесли миллионные убытки, привлечение новых авторов не увенчалось успехом – сюжеты стали ещё более запутанными. В 1996 году студия признала себя банкротом. Неожиданная инициатива Marvel выкупить права у киностудии New Line Cinema на проект, замороженный в 1992 году, казалась последним необдуманным рывком некогда успешной компании.
Уже на стадии подготовки «Блейд» выглядел блекло в сравнении с виртуозными работами Тима Бертона, Алекса Пройаса и Джоэля Шумахера, определивших эстетику фильмов по комиксам. Скромный бюджет в 45 миллионов долларов не позволял авторам выстроить полноценный фантастический мир, но его хватало на постановку неплохих боевых сцен. К тому же режиссер «Блейда» Стивен Норрингтон и исполнитель главной роли Уэсли Снайпс активно боролись за художественную свободу и добились того, что сюжет картины стал более насыщенным и независимым, чем в оригинальном комиксе 1973 года.
Сегодня «Блейд» смотрится, как обыкновенный фантастический боевик B-класса, но в 1998 году он казался чем-то революционным. Боевые искусства, заимствованные из китайского кино, ироничный, слегка комический, характер протагониста, неимоверно много жестокости и крови – эти простые моменты были в новинку для аудитории, привыкшей к мрачной атмосфере «Бетмена». Именно по образу и подобию «Блейда» сделаны хиты проката: «Обитель зла», «Другой мир», «Люди X», «Человек-паук» и «Железный человек».
Молодая, дерзкая франшиза о чернокожем борце с вампирами продержалась три фильма. Первый заработал 131 миллион долларов, второй, сделанный Гильермо дель Торо, – 155 миллионов, третий, режиссером которого стал один из постоянных авторов Marvel, Дэвид Гойер, – 128 миллонов.
После 2003 года зрительский интерес к «Блейду» начал падать. Идеи продолжить фильм закончились на уровне неформальных разговоров, комиксы стали посвящаться более позитивным, «светлым» персонажам. Новый графический роман о «Блейде», анонсированный в 2015 году в San Diego Comic-Con, был брошен незавершенным.
«Блейд» — тёмная, но сильная лошадка Marvel, продемонстрировавшая на собственном примере, как правильно привлекать аудиторию, делать по-настоящему запоминающиеся киноходы и зарабатывать деньги. Возможно, он и сейчас стоит где-то в тени и ждет, когда потребуется его помощь.
Материал основан на аналитическом расследовании издания The Hollywood Reporter.