Зачем снимают новые серии «Ну, погоди!»? Почему аниме настолько популярно в России? Как мультипликация стала жанром для взрослых? Александр Николаенко пообщался с автором главного российского Telegram-канала об анимационном искусстве cartoonas (https://t.me/cartoonas) — Татьяной Фёдоровой.
Совсем скоро исполнится ровно 4 года, как Вы ведете канал cartoonas. Что это? Увлечение? Продолжение профессии? Бизнес? Как возникла идея создать собственную площадку?
Просто мне всегда нравилась анимация. Когда я была маленькой, каждые выходные мы родителями ходили в видеопрокат и набирали множество фильмов. Так вот я чаще всего выбирала мультфильмы, мне они казались более интересными. Чего я могу увидеть в фильме? Людей, здания, спецэффекты. Всё, что и в реальной жизни. А мультфильм — это всегда загадка, воображение и фантазия. Один сплошной спецэффект и волшебство. Так я и посмотрела «Последнего единорога», «Приключения кота-сыщика» и «Звериную ферму». Впечатления от этих лент меня очень долго держали, даже во взрослом возрасте. А мои ровесники знали в основном только сериалы «Том и Джерри», «Черепашки ниндзя» и всё, что показывали по телевизору. Мне не с кем было обсудить те крутые полнометражки ни в детстве, ни в отрочестве. Я могла только порекомендовать, что и делала.
Когда у меня появился интернет, я начала искать всякие необычные работы. Так я наткнулась на творчество Игоря Ковалёва и Ивана Максимова. После я регулярно что-то искала и смотрела, но в своём окружении я была один на один с этим увлечением. В университете я создала блог под названием cartoonas на другой площадке, где решила записывать свои впечатления от просмотренного. К сожалению, тот блог я быстро забросила. А вот четыре года назад создала канал в Telegram, и там дело как-то само пошло. Кажется, что на тот момент мой канал был единственным с подобным контентом, где выкладываются не пиратские серии «Маши и медведя», а редкие мультфильмы, которые понравятся и детям, и взрослым. Для меня это стало таким хобби, отдушиной, где я могу собирать всё, что посмотрела. И мне очень важно, что есть те, кто это читает и тоже смотрит. Что вообще есть люди, которые любят анимацию.
В конце 2020 года тезис «мультипликация – для детей» откровенно устарел. Сейчас выходит множество проектов, например, «Рик и Морти», «Конь БоДжек», которые предназначены для зрителей старшего возраста. Как Вы понимаете этот процесс, почему взрослые начали смотреть мультфильмы?
Я вообще думаю, что взрослые всегда смотрели мультфильмы. Мне в целом непонятно, почему существует этот стереотип про детей. Потому что если посмотреть детские мультфильмы, вы в них увидите много взрослого. Там может быть запрятана какая-то грустная или наоборот, очень пошлая шутка, или же ещё какой-то сильный образ может быть использован. Недавно в Instagram видела отрывок из «Тома и Джерри» про рай для животных, и там у ворот оказываются три мокрых котёнка в мешке. В детстве я не считала, что это про варварскую традицию топить котят, а мои родители и я сегодняшняя — да. Или вот про шутки: все же смотрели «Шрека»? Помните сарказм огра по поводу роста Фаркуада и высоты башни, в которой он живёт? Я помню, что до меня этот прикол дошёл только пару лет назад, когда я пересматривала всю трилогию… В детстве я и не поняла, что это за шутка такая. И мне очень понравилось, как тонко эта грань между детским и взрослым юмором соблюдается.
То, что сейчас так много проектов выходит для взрослых, мне очень нравится! Мне кажется, сейчас просто явно можно считать запрос у аудитории на подобные вещи. Плюс появляются творцы, которые этот запрос способны удовлетворить.
В России феноменально популярно аниме и, в частности, Хаяо Миядзаки, в то же время практически забыты отечественные революционеры анимации Юрий Норштейн и Давид Черкасский (вероятно, 70% аудитории эти имена даже ничего не навеют). Пытались ли Вы разобраться, почему японская анимационная культура стала ближе собственной?
Нет, если честно, я не пыталась в этом разобраться. Если подумать, то Норштейн немного сложней для понимания, чем Миядзаки. «Сказка сказок» мне кажется такой меланхоличной и заунывной, там всё про воспоминания, этакое болото памяти и грусти, это совсем не так трогательно и мило, как кругленький мимишный Тоторо. То же с Черкасским — у него очень крутые мультфильмы, но визуал не такой универсальный, работ у него не так много, как у Миядзаки и темы не такие глобальные.
Аниме в целом популярно в мире, не только в Росссии. Думаю, что оно так популярно потому, что в нём каждый может найти что-то для себя. Есть аниме про любовь, есть какие-то боевики, магия, что угодно! С разной степенью жестокости, экшена и прочего. А всё это объединяет узнаваемая рисовка людей и эмоций. И это очень круто, по-моему.
Согласны ли Вы с тем, что современная российская мультипликация держится на «Богатырях», «Смешариках» и «Снежной Королеве»? Или гораздо более значимую роль играют авторские работы, вроде проектов Андрея Хржановского и Ромы Либерова?
Уууууууууу. Тут сложно. Я больше за независимую авторскую анимацию, она необычная и крутая, но меня радует, что в современной российской мультипликации есть свои интересные проекты. Нельзя сказать, что что-то на чём-то держится, потому что каждый делает свой вклад в общее дело.
Как Вы оцениваете новые серии «Простоквашино» и эскизы трёхмерного «Ну, погоди!». Это закономерное развитие советской классики или спекуляция на знакомых образах?
Я как-то мельком посмотрела новые серии «Простоквашино», и меня очень расстроило, что сестру дяди Фёдора зовут Вера Павловна, хотя имя папы — Дима. Это мне как-то отравило всё впечатление и интерес. А трёхмерные персонажи из «Ну, погоди!» слишком подозрительно похожи на героев «Зверополиса»…
Так что да, мне правда кажется, что это просто желание выкачать максимум из ностальгирующей аудитории. Но это, кстати, общая тенденция сейчас: именно поэтому и выходят бесконечные ремейки и сиквелы.
Вы работали в анимационной студии, 4 года трудитесь над собственным проектом. Возникало ли желание уйти из критики и стать автором? Сделать собственный мультфильм?
У меня было много надежд на что-то подобное, когда я работала на анимационной студии. Но они все исчезли (улыбается). Возможно, стоило бы попробовать свои силы в другой студии, хе-хе.
Да и вообще иногда хочется знать какое-то своё увлечение только с одной стороны. Вот мне, например, очень нравится смотреть мультфильмы, а создавать их не тянет. Зато книжки писать — да, об этом я мечтаю.
В самом первом сообщении от 5 января 2017 года, Вы написали, что в Telegram практически нет каналов об анимации. Изменилась ли ситуация сегодня, или cartoonas остаётся маяком среди океана «бесплатные фильмы и мультфильмы смотри без рекламы только здесь»?
Я подробно не изучала этот вопрос, но насколько я знаю, равноценных cartoonas нет. Есть много классных каналов, посвящённых кино и сериалам. Есть много каналов для мам, где советуют ещё и мультфильмы, есть канал, где публикуются цитаты из мультфильмов. Но вроде я еще не видела такого, где дают ссылки на незаслуженно забытые или просто обделённые вниманием проекты. Самодовольно звучит, но как есть (и снова улыбка).