Кино-панк

Режиссерский дебют Алисы Хазановой

2 ноября в прокат выходит фильм Алисы Хазановой «Осколки». Режиссерский дебют известной российской актрисы, снятый на английском языке в Нью-Йорке, — изысканная камерная драма о супружеском кризисе, зыбкой природе памяти и желании прожить жизнь иначе.

Безымянные Он (Крис Битем) и Она (Алиса Хазанова) в пустынном ресторане нью-йоркского отеля выясняют супружеские отношения, давно отягощенные взаимным раздражением. Муж, расчетливый и педантичный бизнесмен, занудно упрекает жену в том, что она курит в машине. Жена с обреченно снисходительным видом смотрит куда-то мимо него. Когда муж уходит, к ней подсаживается подчеркнуто обаятельный Незнакомец (Ноа Хантли) и говорит, что это не первая их встреча. Она принимает его за сумасшедшего и уходит, Незнакомец же заводит разговор с довольно зловещим барменом (Роб Кэмпбелл), рассказывающим про то, как вчера во вверенном ему заведении подрались две красавицы.

Дальше время повествования проделывает странный кульбит: сцены с мужем и незнакомцем повторятся несколько раз в нескольких вариациях, бармен превратится сначала в менеджера, а потом в пианиста, а сон смешается с закольцованной реальностью до степени неразличимости.

Алиса Хазанова, в прошлом балерина, а затем – одна из самых тонких и умных актрис независимого русского кинематографа нулевых и десятых, для режиссерского дебюта выбрала английский язык как универсальный передатчик смыслов и космополитичный Нью-Йорк как локацию съемок.

Фильм, снятый по написанному Хазановой совместно с американцем Майклом Куписком сценарию и спродюсированный Ильей Стюартом и Романом Волобуевым (еще одним человеком, поменявшим профессию – из критиков в режиссеры), конечно, цитирует и имеет в виду сразу несколько шедевров мирового кино. Один из источников вдохновения Алиса называет сама – это классическая картина Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» по сценарию идеолога «нового романа» Алена Роб-Грийе: в «Осколках» заимствуется и рваная повествовательная структура, и герметичность изысканного пространства, по которому бродят ищущие смысл существования герои. Но если Рене снимал фильм о призрачной сути и времени, и субъекта, то высказывание
Хазановой более доступное и внятное.

«Осколки», начинающиеся как мелодрама о кризисе еще одного брака в духе «Нелюбви» Андрея Звягинцева, разворачиваются в затейливую историю о том, как неверна наша память и до какой степени сильно в нас желание волшебным образом прожить другую жизнь – какой бы внешне благополучной ни была эта, проживаемая в реальном времени. Эта тема заставляет вспомнить и «Лица» Джона Кассаветиса с их женским отчаянием, и, хоть и очень отдаленно, психоделический морок фильмов Дэвида Линча.

Глубокие мысли о коммуникативном кризисе и механизмах памяти в «Осколках» переданы не только в диалогах, которые здесь просты и эффектны, но и в виртуозных полетах камеры оператора Федора Лясса над ресторанам, напоминающим пещеру, или балконом отеля, с которого открывается вид на усыпанные осенними листьями аллеи сада. А также в мелькающих мимолетных персонажах вроде бойкой коротко стриженой официантки или  старухи в инвалидном кресле, сомнамбулическим голосом декламирующей несколько строк из «Любовной песни Альфреда Дж. Пруфрока» Томаса Элиота.

Премьера дебютного короткого (длительность «Осколков» — 73 минуты) фильма Алисы Хазановой на Московском Международном Кинофестивале-2017 едва смогла вместить всех желающих. Фильм вызывает множество споров и разных интерпретаций, но уже сейчас ясно одно: превосходная, нечасто снимающаяся актриса начала проживать другую, новую жизнь в качестве оригинального и умного режиссера.

ПРОДЮСЕР ИЛЬЯ СТЮАРТ О ФИЛЬМЕ:

Как начался этот фильм? Вы встретились с Алисой, она рассказала про сценарий и вы
согласились? Чем зацепила вас эта история, почему решили поддержать проект? Почему вашей
компании так интересны дебюты — ведь это кот в мешке…

Мне кажется энергия режиссера дебютанта, это что-то особенное, учувствовать в рождение нового
автора очень любопытно и большая ответственность, которая лично меня очень вдохновляет и
подстегивает. Тем более, когда этот дебют ожидаемый, как в случае с Алисой. Нас познакомил наш
общий друг Роман Волобуев, с кем мы незадолго до этого завершили работу над нашим с ним
дебютным полным метром “Холодный Фронт”, для осуществления которого требовался смелый и
неординарный подход. Я уже несколько лет занимаюсь производством рекламы, и одна из сильных
сторон нашей компании это нахождение неожиданных производственных решений, выходя из
привычных всем рамок и логистики. Мы также всегда специализировались на выездных съемках с
мобильной съемочной группой. 
Почему решили снимать в Америке и с американскими актерами? Как понимаю, сценарий
изначально был написан на английском… Сразу с прицелом — выхода на западный рынок? 
Сценарий Алисы изначально был написан на английском в соавторстве с американским автором Майклом Куписком, и сама Алиса владеет языком в совершенстве. Было очевидно, что за лучшим выбором англоязычных актеров и за желаемыми локациями и атмосферой был смысл ехать снимать только в Нью-Йорк, а не искать компромиссные решения в восточной Европе или в России.

Важна была огромная гибкость русскоязычной команды, с которой нам сказочно повезло. Мы смогли снять картину за 16 дней. Хоть и съемки нам всем давались очень не просто. Мы изначально снимали полностью американское кино, со съемочной группой из России, поэтому, безусловно, нас всех очень привлекает уникальная возможность работы с западным рынком.
 
АЛИСА ХАЗАНОВА О ФИЛЬМЕ:

Алиса, как родилась идея этого фильма и почему вы решили попробовать себя в режиссуре?

В нашей профессии это не часто, но случается. Все просто — ты хочешь рассказать историю и иметь над ней контроль. Ну и к тому же, это произошло, в том числе, от недостачи материала, с которым было бы интересно работать. У нас есть прекрасные, замечательные режиссеры, и с кем-то из них мне довелось поработать, с кем-то нет. Но у актера в основном небольшой выбор. Можно, конечно, развивать в себе терпение, это прекрасное качество, которому меня с детства в балете учили, и которое я хорошо практикую. Но актеру необходимо развиваться. Нам как воздух нужны интересные работы. Поэтому я набралась наглости и решила: раз не предлагают то, что нравится, нужно придумать, что мне было бы интересно самой. И опять же, мне всегда было интересно пробовать свои силы в разных областях, и тут важная, конечно, история — найти единомышленников. Мне повезло, что я встретила людей, с которыми на одной волне. Да, у меня давно были какие-то задумки в голове, какие-то отдельные отрывки сцен, диалогов, но в историю они не складывались, это были просто какие-то наброски. И в какой-то момент, когда я часто бывала в Америке, я познакомилась со сценаристом, который стал моим другом, которого зовут Майкл Грегор, и стал моим соавтором. Мы решили, что нам будет интересно попробовать вместе что-то написать. Отсюда появился сценарий, написанный на английском языке.

Почему на английском? Не на французском, не на русском?

Мне хотелось рассказать универсальную историю, любой язык, конечно, несет в себе культурные коды, а английский все же международный язык. И как я уже говорила, что жила какое-то время в Америке, и в общем, понимаю систему координат, и очень люблю американских драматургов, люблю, как они пишут, и было, честно говоря, интересно, попробовать что-то именно вот в таком стиле написать, хотелось бы верить, что получилось.

Поэтому и снимать решили в Америке?

Нью–Йорк – идеальное место действия для нашего сценария, но мы никогда не думали, что появится возможность там снимать. Такое небольшое чудо произошло с нами. Просто мне кажется, что наш сценарий пропитан духом этого города, хотя в фильме не показан ни один не то чтобы туристический план города, а не показан город вообще.

Ваш фильм продюсирует молодая компания Hype Film…

Прекрасная команда, они с такой молодой дерзкой энергией, с любовью к кино, к своему делу. Нас познакомил Роман Волобуев, который как-то позвонил мне, мы разговаривали, и он вдруг спросил: «А что у тебя с тем твоим сценарием?», я ответила: «Ничего», потому что, в какой-то момент, все мои работы по этому проекту остановились, часть денег я нашла, но дальше, когда стала разрабатывать план производства, поняла, что если и дальше так пойдет, то административный ресурс поглотит меня, и я набила много шишек, теперь думаю, что очень хорошо, что все именно так произошло, это прекрасный опыт. В общем, Роман познакомил нас с Ильей Стюартом, он посмотрел сценарий, его заинтересовало, и мы начали работать.

Как проходил кастинг, и насколько сложно и снимать и сниматься?

С одной стороны, конечно, непросто, но с другой, поскольку я была, что называется, «внутри процесса», как метроном, который регулирует общий ритм, интонации, градус игры … Мне легче было контролировать это движение изнутри…. У меня была замечательная кастинг-директор, и когда мы отправили ей сценарий, я волновалась – совпадем ли мы, кого она предложит… Она позвонила, сказала, что ей понравился сценарий, мы начали работать, и она предложила, на мой, взгляд, замечательных актеров,  все сошлось.

Для вас, прежде всего, эта история о чем?

Это кино о проблемах коммуникации между людьми. Вообще всегда сложно ответить на вопрос — скажи, а вот о чем твой фильм". Вообще, для меня это отголосок фильма «Прошлым летом в Мариенбаде» Алана Рене… И мне хотелось рассказать историю о поколении людей, которые размышляют на тему: я могу прожить другую жизнь, и что было бы, если бы в какой-то момент, я сделал другой выбор….  Я это вижу сплошь и рядом, может быть, конечно, это возрастной такой момент, но мне интересно, где вот эта грань, когда можно было сделать выбор и как нужно было сделать, как бы жить по-другому. Понятно, что не надо жалеть о прошлом и жить сегодняшним днем, но это не отменяет человеческой природы, которой свойственен поиск. Я и сама отношусь к группе людей, которым интересно на эту тему размышлять. И мне любопытно, что другие на эту тему думают. Мы все в определенной степени ходим по кругу, попадаем в одни и те же ситуации, пока мы сами себе не найдем механизм, который изменит наш маршрут.

Вы быстро сняли кино?

16 съемочных дней у нас было. Каждая смена начиналась в четыре утра, заканчивалась в два часа дня, это было невероятно сложно шестнадцать ночных смен, в какой-то момент казалось, что мы все сойдем с ума, но ничего, выдержали.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА

ИЛЬЯ СТЮАРТ – продюсер

Выпускник швейцарской школы Institutaufdem Rosenberg и лондонского
Goldsmiths University. Соучредитель производственной компании Hype Film. На рекламном рынке в список клиентов входят компании Nike, Shell, Mercedes-Benz, P&G, S7 Airlines, Visa, Google, Capital Group, а так же международные агентства Wieden+Kennedy, Leo Burnett, McCannErickson, DDB, Publicis. В 2014 и 2015, под руководством Ильи, компания стала обладателям наград на «Каннских Львах» (Bronzeи GoldinFilm), а также на престижных фестивалях Eurobestи Red Apple.

В 2016 году в прокат вышел фильм Романа Волобуева «Холодный фронт», производством которого занималась компания HypeFilm. Стюарт также выступил продюсером фильма «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова, с Викторией Исаковой, Петром Скворцовом и Юлией Ауг в главных ролях. Фильмография:«Холодный фронт» (2015), «Ученик» (2016), Middleground (2016)

АЛИСА ХАЗАНОВА – режиссер, автор сценария, актриса

Родилась 13 февраля в Москве. Окончила Московское хореографическое училище, Московскую Академию хореографии, Школу искусств JuilliardSchool (США, курс М.Грэм). Восемь лет работала в Большом театре, исполняла сольные партии. После серьёзной травмы колена прервала балетную карьеру. Преподаёт в Школе современного танца Николая Огрызкова на Арбате, ставила хореографические номера для Академии хореографии. В 2016 году впервые попробовала себя в качестве режиссера и автора сценария фильма Middleground (рабочее название «Осколки»).

Избранная фильмография как актрисы: Middleground (2016), «Родина» (сериал, 2015 – …), «Завтра» (сериал, 2015 – …), «Страна ОЗ» (2015), «Шредер» (2014), «Тёмный мир: Равновесие» (сериал, 2014), «Тёмный мир: Равновесие» (2013), «Найти мужа в большом городе» (мини-сериал, 2013), «Некуда спешить» (2012), «Последняя сказка Риты» (2012), «Я буду рядом» (2012), «Женщина в черном» (2012), «Краткий курс счастливой жизни» (сериал, 2011), «Собиратель пуль» (2011), «Бедуин» (2011), «Сердца бумеранг» (2011), «Журов» (сериал, 2009), «Сказка про темноту» (2009), «Калейдоскоп» (2008), «Завещание Ленина» (сериал, 2007), «Девять Семь Семь» (2006), «Вдвоём» (2005)

РОМАН ВОЛОБУЕВ – креативный продюсер

Родился 30 июля 1977 года в Москве. С 2004 по 2012 — редактор журнала «Афиша. Участвовал в написании киногида «500 фильмов, изменивших мир» (2006). Публикации в «Афише» и авторский киноблог отмечены наградой «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России, которую Волобуев получил по итогам 2009 года в номинации «Кинокритика». С 2007 по 2008 год Волобуев был главным редактором русской версии киножурнала Empire.

Сыграл небольшие роли в телесериалах «Краткий курс счастливой жизни» (2011), «Озабоченные, или Любовь зла» (2015), «Квест» (2015). В 2016 году в прокат вышел режиссерский дебют Романа Волобуева, написанный в соавторстве с исполнительницами главных ролей — Светланой Устиновой и Дашей Чарушей. В том же году впервые выступил в качестве продюсера фильма Алисы Хазановой Middleground (рабочее название «Осколки»).

ФЕДОР ЛЯСС — оператор

Родился в Москве 25 января 1979 года. В 1995 году поступил во ВГИК им. Герасимова на кинооператорский факультет, мастерская Леонида Калашникова, Александра Рыбина и Виктора Доброницкого. Получил дополнительное образование в 2002 году в The KODAK
CinematographyWorkshop, Париж и в 2003 году во Feature Film LightingWorkshop, США.

Избранная фильмография: Middleground (2016), «Родина» (2015), «Москва никогда не спит» (2014), «Рыбный день» (2013), «Обратно» (2013), «На правах рекламы» (2013), «7 главных желаний» (2013), «Оттепель» (сериал, 2013), «Вот это любовь! » (2013), «Медиастан» (2013), «Я буду рядом» (2012), «Хора» (2011), «Духless» (2011), «Собиратель пуль» (2011), «Школа» (сериал, 2010), «Башня» (сериал, 2009), «Два часа» (2009), «Обстоятельства» (2009), «Короткое замыкание» (2009), «Калейдоскоп» (2008), «Путевой обходчик» (2007), «Мертвые дочери» (2007), «Записка» (2006), Адвокат» (сериал, 2004 – 2012)

НОЙ ХАНТЛИ (NOAH HUNTLEY) – актер

Хантли родился 7 сентября 1974 года в Уистоне, Западный Суссекс. Он получил образование в Домашней школе Уиндлсхэм в Пулборо, Суссекс, в школе Лейтон Парк в Беркшире и в монастыре Сионской Богоматери в Уэртинге. В начале своей актёрской карьеры Хантли сыграл в фильмах «Сквозь горизонт» и «28 дней спустя», а позже
появился в «Белоснежке и охотнике» и «Дракуле». На телевидении он играл Люка Макаллистера с 1993 по 1995 год в британскомсериале «Ферма Эммердейл»; он также сыграл УиллаКёртиса в «Холби Сити» в сезоне 2004-05 годов, и Майкла Диллона в футбольной драме «Команда мечты».

Начиная с 2010 года Хантли был моделью для рекламных кампаний ряда крупных брендов. Избранная фильмография:Middleground (2016), «Белоснежка и охотник» (2012), «28 дней спустя» (2002), «Туманы Авалона», «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»(2005)

РОБ КЭМПБЕЛЛ (ROB CAMPBELL) – актер
Избранная фильмография: Middleground (2016), «Хедвиг и злосчастный дюйм» (2001),
«Непрощенный», «Парни не плачут»(1999), «Суровое испытание» (1996)

КРИС БИТЕМ (CHRIS BEETEM) — актер
Избранная фильмография: Middleground (2016), «Холм одного дерева» (2003 – 2012), «Оранжевый — хит сезона» (сериал, 2013 – …), «Закон и порядок. Специальный корпус» (сериал, 1999 – …), «C.S.I.: Майами» (сериал, 2002 – 2012), «Пэн Американ» (сериал, 2011)

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018