КИНО-ПАНК

Российская фантастика с Элайджей Вудом в главной роли? Всё возможно! Интервью с режиссером Сашей Тереховым

Снять российское кино с Элайджей Вудом, без инвесторов, продюсеров и крупных студий? Безумно – но может сработать! Режиссер Саша Терехов взялся за непростой эксперимент и работает над картиной «Куколка»: рассчитывая исключительно на поддержку публики и интерес Элайджи. Подробнее о фильме и о том, как он создается, Александр Терехов рассказал в интервью с Марией Михайловой.

— «Куколка» – это фантастика?

— Да. Но достаточно камерная. Часть фильма ГГ сидит в подземелье, наполовину погружённый в виртуальность. Жанр, близкий к киберпанку, вполне себе «High tech, low life», но с «особенностями». В определённый момент происходит мировое обрушение Интернета – это заставляет героя вылезти из подвала и жанр слегка меняется.

— Как к тебе пришла идея создать «Куколку»?

— Когда грянула пандемия, я решил, что это знак: пора действовать! Просто реально надоело писать в стол и подумалось, что надо бы оформить сухой текст во что-то яркое и живое, во что-то наглядное. Собрал мозги в кучку, позвал на помощь прекрасного оператора Мишу Вихрова, с которым дружим ещё со времён ВГИКа, и снял небольшой пилот. Я вообще обожаю снимать! В юности мама подарила мне подержанную видеокамеру Super VHS –огромную и невероятно крутую. Тогда и начал выдумывать с друзьями всякие безумные фильмы. С тех пор не могу остановиться. Конечно, большое кино «на коленке» сделать непросто – пока у меня нет ни продюсеров, ни инвесторов. Очень надеюсь, что пилот Куколки станет началом серьёзного фантастического проекта!

— Мир Куколки – это наше будущее или альтернативная вселенная?

— Прозвучит немного странно, но это одновременно и очень далёкое будущее, и альтернативная вселенная. Она называется Мир Всплеска и маринуется в моей голове более десяти лет. Периодически ответвляются какие-то персонажи, сюжетные линии – что-то «зависает» в виде идеи, наброска, а что-то может превратиться в полноценную историю. Надо сказать, все они фантастические, но каждая со своим «уклоном». Если Куколка – это микс киберпанка и роуд-муви, то её сиквел, который уже написан, показывает нам странный портовый город, отдалённо напоминающий викторианский Лондон. При этом обе истории однозначно антиутопии.

— А откуда такое название – Мир Всплеска?

— Название мира вытекает из его космологии. Я взял за основу теорию пульсирующей вселенной, согласно которой после Большого взрыва вселенная какое-то время по инерции расширяется, а потом начинает сжиматься и в конечном итоге коллапсирует в точку сингулярности. Затем всё повторяется. На приличном отдалении процесс напоминает пульсацию, состоящую из всплесков и затуханий. Данная цикличность привела к появлению в сеттинге неких Высших созданий, что обрели бессмертие, но постигли горькую истину: никто и ничто не сможет пережить всеобъемлющий коллапс, будь ты хоть трижды бессмертен. Не желая мириться с судьбой, эти читеры изобрели Метасферу – цифровой дубликат вселенной, установленный в ядро Мироздания. Своего рода дополнение, способное сохранить полную информацию обо всём сущем и «пронести» её через Сингулярность. Таким образом, Высшие создания осознали, что их бытие лишь всплеск в бесконечном биении мира, но получили шанс продолжить существование в новых циклах, обрести истинное бессмертие.

Высшие создания – это мы, люди, достигшие пика развития спустя миллионы лет после нынешнего момента. Если допустить, что сейчас мир в середине жизненного срока, что ему осталось существовать около шестнадцати миллиардов лет, пока всё не схлопнется напрочь… то Куколка случится примерно через тридцать миллиардов лет, в новой вселенной нового цикла, запущенной уже с дополнением «Метасфера». Такой подсчёт не совсем корректен, ведь при «перезагрузке» мира прекращаются и время, и пространство, но, если упрощённо… в целом примерно так. Надеюсь, понятно объяснил.

© Александр Терехов

© Александр Терехов

— О чем рассказывает «Куколка»?

— Главный герой – нелюдимый затворник по кличке Зоркий, обладающий даром «чувствовать» компьютерный код и взаимодействовать с ним на особом уровне. Подобного рода «одарёнными» живо интересуется «Красный круг» – мировая тоталитарная организация, претворяющая в жизнь некий глобальный план, одним из этапов которого является полное уничтожение науки и технологий, обращение прогресса вспять. Разумеется, в

первую очередь они «демонтируют» обширную спутниковую систему, обеспечивающую высокоскоростную связь в любой точке планеты. Для Зоркого, который большую часть своей жизни проводит в виртуальном пространстве, это настоящая катастрофа.

Зоркий встречает Куколку – искусственный интеллект с повадками семилетки. Узнав о существовании Метасферы, Куколка ищет способ перебраться туда из умирающей сети. Так судьбы затворника и разумной программы переплетаются и начинаются приключения!

© Александр Терехов

© Александр Терехов

– Расскажи подробнее о «Куколке» – что это за существо?

– В свое время меня впечатлил цикл Дэна Симмонса «Песни Гипериона», где описан богоподобный ИИ, возникший в результате естественной эволюции конкурирующих компьютерных программ. Я люблю теорию эволюции за доступное и логичное объяснение всего этого буйства живой природы – как вокруг нас, так и внутри. Пришла мысль: а почему бы искусственному разуму не возникнуть самостоятельно, не самозародиться на диких цифровых просторах, которые намного мощнее нынешних земных? И возник персонаж, умеющий так ловко мимикрировать, скрываться в естественной среде обитания, что его попросту никто не заметил.

Куколка много лет жила в сети: пряталась, изучала, развивалась и обучалась. Она не эксперт в социальной коммуникации, но имеет высокий интеллект и обширные знания. Понимая, что со смертью интернета также мгновенно погибнет, Куколка ищет носитель, способный вынести ее присутствие. А Зоркого встречает случайно – фактически он сам на неё натыкается. В ходе общения ИИ понимает, что подходящий «носитель» наконец нашёлся и без промедления загружается в его сознание. После этого в жизни героя начинается настоящий ад, во всяком случае поначалу. Для меня это важная метафора появления ребёнка в судьбе человека, привыкшего к одиночеству. Он возмущается, сопротивляется, но в итоге осознаёт, что случилось великое чудо.

© Александр Терехов

© Александр Терехов

– В большинстве фильмов, где показан антиутопичный фантастический мир, технологии становятся главной угрозой, а в «Куколке» всё наоборот.

– Да. Я всегда считал, что технологии следует охранять и защищать. Многих пугает новое и непонятное – кто-то боится «чипирования» и объявляет священную войну вышкам 5G. Хотелось бы спросить: люди, а вы не боитесь потерять то, что имеете? Неужели вам не дорог этот мир удивительных вещей, делающих вашу жизнь лучше, комфортнее, интереснее? Представьте на секунду, что мы вмиг лишились науки – это означало бы конец цивилизации, возвращение в каменный век! Путь человечества – это путь прогресса, начиная от первой взятой в руку палки. Кино, кстати, абсолютный продукт технологий и без них не может существовать в принципе… Товарищи, светлое техно-будущее нужно отстаивать, за него нужно бороться!

Ещё я немного устал от того, что искусственный интеллект как правило предстаёт перед зрителем в виде бездушного монстра, стремящегося уничтожить всех людей или на худой конец поработить. А что, если он окажется удивительным ребёнком, нуждающимся в заботе и защите? Как тебе такое, Элайджа Вуд?

– Почему ты хочешь снять в своем кино именно Элайджу Вуда?

– Вы его глазищи видели? Нет, серьёзно, Элайджа и прекрасен сам по себе, и актёр прекрасный, и по типажу подходит идеально. Я как режиссёр мечтаю с ним поработать! Кстати, он не только снимается исключительно в необычном, авторском кино, но и продюсирует. Компания Вуда производит такие картины как, например, «Мэнди» – меня этот фильм сильно впечатлил, настоящее произведение искусства! Думаю, Куколка имеет все шансы его заинтересовать. В любом случае попробовать стоит!

© Александр Терехов

© Александр Терехов

– А снимать фильм ты тоже хочешь в США?

– Честно говоря, по большому счёту не имеет значения, в какой стране, главное – снять! США были бы интереснее с точки зрения процесса – реальный челлендж для меня, целое приключение. Но там поиск локаций пришлось бы полностью отдать на откуп специалистам, тогда как по России, что называется, больше информации. В одной Москве можно найти кучу интересных закутков, очень фактурных. В поездках часто фоткаю локации на телефон – уже целая коллекция странных мест в отдельной папочке. Но где бы «Куколка» ни случилась, она непременно окажется в России. Сейчас для кино не существует границ.

© Александр Терехов

© Александр Терехов

– Какой ты видишь свою аудиторию?

– Это «гиковатые» люди, интересующиеся фантастикой, готовые открывать новое и погружаться в другие миры. Мне кажется, они давно ждут чего-то особенного от российских киноделов, но получают в основном «шоурилы», демонстрирующие скилы операторов и CGI художников. Надо признать, что скилы всё лучше, а шуорилы всё качественней. Но фантастики авторской, концептуальной, философской – сейчас в России драматически мало, навскидку даже и не вспомню… Она, похоже, считается дорогим жанром, доступным лишь режиссёрской «элите». Киберпанка вообще нет как такового. При этом в советское время по части кинофантастики мы шли если не впереди планеты всей, то уж точно в числе первых. Например, фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» был на Западе перемонтирован и выдан за американский продукт – склонен считать это комплиментом. А «Кин-дза-дза» Георгия Данелии – это вообще нечто отдельно стоящее, по мне так просто шедевр. Умели, могли!

Готов на деле доказать, что мы способны произвести бюджетную интеллектуальную фантастику мирового уровня. Пока «доказываю» без участия крупных российских студий, больших инвесторов и продюсеров. Однако я верю, что поддержка сообщества может дать Куколке хороший импульс. Вместе мы сила! Элайдже понравится!

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018