14 января выходит драма немецкого постановщика Андре Эркау «Небеса подождут» с Синье Ирслингер и Тилем Швайгером в главных ролях. Публикуем большое интервью с режиссером о том, почему фильмы о жизни в чрезвычайной ситуации, на грани так важны и востребованы в современном мире.
Ваш новый фильм «Небеса подождут» кажется очень личным, чем вы хотели поделиться со зрителем? И что особенного в этом фильме?
Я отец дочери-подростка, которой, когда я впервые услышал об этом проекте, должно было исполниться 16 лет. Мне кратко пересказали историю о 16-летней девочке, которой недолго осталось жить, а когда я получил книгу, то изначально немного опасался её читать. Я не был уверен, смогу ли я составить компанию этой девочке в её путешествии, не говоря уже о родителях, поскольку я еще не знал, что смогу найти лёгкость и надеялся, что мне удастся почувствовать, добиться и найти её в фильмах. К счастью, я усмирил свои внутренние запреты и прочел сценарий Томми Воша и Кати Киттендорф.
Уже первые несколько страниц заставили меня улыбаться вновь и вновь — я почувствовал связь с моим осознанием жизни и боли. Книга звучала как любовное письмо, адресованное жизни: рассказывающее о том, какой тягостной, какой жестокой она может быть порой, как она может заставить плакать и отчаиваться, но как её, несмотря ни на что любят, возможно, как раз именно за все это. Наши взгляды с продюсером Томми Вошем, всё больше и больше совпадали во время обсуждения. Мы оба думаем, что «Небеса подождут» — это признание в любви к жизни! Вот почему мне было абсолютно необходимо создать эту картину.
Как и фильмы «Жизнь не для трусов» и «Счастливое выгорание», «Небеса подождут» — фильм о жизни в чрезвычайной ситуации, на грани. Что особенного в этой теме, так привлекающей Вас? В чем «Небеса подождут» отклоняется от этой темы?
Я никогда не был так близок к смерти, к неизбежности, как с фильмом «Небеса подождут». Фильм «Жизнь не для трусов» о мужчине, потерявшем жену, и дочери, которой пришлось иметь дело со смертью матери и больной бабушкой. Конечно, это те темы, в которых быстротечность была показательной. В фильме «Счастливое выгорание» также в центре внимания был страх перед потерей. Тем не менее, главные герои обоих фильмов, как бы ни были повергнуты и поражены событиями, всё-таки имели шанс на девиз «Жизнь продолжается — так или иначе». С фильмом «Небеса подождут» всё по-другому, поскольку с самого начала ясно, что наша главная героиня не выживет, смерть нельзя отрицать. Если задуматься дальше, то у нашей героини Штеффи та же судьба, что и у всех нас, а именно: мы смертны, рано или поздно это произойдет, что бы мы ни делали при нашей жизни на Земле. За исключением того, что для Штеффи конец наступит уже в обозримом будущем. Несмотря на осознание смерти и «временного» характера жизни, неважно, сколько у нас остается времени: в конце концов, это всегда меньше, чем мы думаем или надеемся. Поэтому гораздо важнее обратиться к зрителю: Используйте своё время! Научитесь ценить жизнь и близких людей! Это ещё одно жизненно важное послание фильма.
Что особенного в сценарии Томми Воша и Кати Киттендорф? Что Вам понравилось?
До сих пор я избегал фильмов-путешествий, поскольку у меня часто создавалось впечатление, что я имею дело с комедийным сериалом, в котором персонажи обрисовывались только в общих чертах. В фильме все было иначе. В сценарии Томми и Кати поездка в Париж имеет очень важную функцию: эта поездка воплощает духовное путешествие Штеффи. Через это путешествие Штеффи может смириться со своей судьбой и найти понимание того, что происходит в её жизни. Это меня очень впечатлило.
Что Вы приняли во внимание при реализации этого проекта?
С самого начала мне было ясно, что фильм должен быть сфокусирован на актёрском составе! Я хотел взаимодействовать как можно ближе с актёрами, чтобы гарантировать наилучшее исполнение. Конечно, это означало, что необходимо было делегировать ответственность в некоторых других областях, преимущественно технических, чтобы сконцентрировать всё своё внимание на актёрах. Но у меня собралась отличная команда, с которой мне удалось подготовить фильм очень заблаговременно, поэтому я смог не концентрироваться собственно на фильме во время съемок. Доверие и позволение всему идти своим чередом облегчают многие вещи. Не только во время съёмок.
На съемочной площадке я представляю себя — метафорически говоря — хозяином вечеринки, я забочусь о таких вопросах как: пребывают ли люди в хорошем настроении? Играет ли здесь правильная музыка или её нужно поменять? Есть ли у каждого напиток? Я думаю, когда люди чувствуют себя комфортно, когда они чувствуют, что их ценят и им доверяют, они раскрепощены в своей работе, и вы получаете наилучшие результаты.
Расскажите о Вашей работе с актерами, в первую очередь с ведущей актрисой Синье Ирслингер? Какими качествами она обладает?
Синье — это подарок не только для нашего фильма, но и для всей киноиндустрии. Я уверен, что у неё большое будущее! Она великолепна и самобытна. Хотя уже на самом первом кастинге было ясно, что Синье одна из главных претенденток на роль, мы всё же отсмотрели множество молодых женщин и девушек, потому что очень хотели убедиться, что найдём идеальную Штеффи. Мы трижды возвращались к Синье и каждый раз убеждались, что именно она подходит на эту роль. Она казалась такой собранной. Я был очарован тем, что такая молодая девушка, исполняющая свою первую главную роль в кино, не выглядела подавленной и не боялась сниматься вместе с такими легендами как Хайке Макач и Тилем Швайгером.
Сотрудничество с Максом Хубахером: Что Вы считаете важным для успешного дуэта?
Я хотел рассказать о развитии отношений между двумя людьми, которые поначалу были чрезвычайно независимы и каждый был «сброшен со своей орбиты». Стив также прошел через многое. Я хотел, чтобы аудитория увидела и прочувствовала встречу двух людей, которые нелегко устанавливают связи и принимают решение о сближении. В своей поездке они становятся ближе и учатся ценить друг друга. Мы снимали все максимально хронологически, что очень помогло. Мы сами представляли собой своеобразную путешествующую группу, которая узнавала и училась ценить друг друга не только благодаря всем нашим хорошим сторонам, но и вопреки всем нашим причудам на протяжении всего съемочного процесса. Можно было почувствовать, как это здорово знакомиться друг с другом. Многое из того, что было пройдено в плане знакомства и межличностных отношений, вошло в фильм. Когда я увидел, как Штеффи и Стив или Синье и Макс играют вместе, у меня сразу же появилось хорошее предчувствие. Между ними возникла примечательная «химия» — странная смесь чужеродности и близости. Знакомые незнакомцы. Мне понравилось наблюдать за ними.
Как прошло Ваше сотрудничество с Хайке Макатч и Тилем Швайгером?
Прежде я не был знаком с Хайке Макач и Тилем Швайгером ни в профессиональном, ни в личном плане. Они оба тоже родители, и эмоциональное воздействие темы фильма было сразу заметно. Благодаря обмену мнениями и дискуссии у нас сложилось хорошее общее понимание, и я рассказал им о своём первоначальном ощущении беспомощности и обескураживающего удара во время прочтения книги. Это бессилие, это неизмеримое чувство страха превращения в ничто у родителей вспыхивает снова и снова в определенные моменты на протяжении всего фильма. Как будто они не знают, что делать дальше. Как будто они забыли свои реплики. И в следующий момент прорывается гнев, смешанный с отчаянием.
Они исполнили, «прожили» это эмоциональное путешествие, напоминающее прогулку на американских горках, в невероятно трогательном ключе. Целое шоу. У меня часто наворачивались слёзы на съемочной площадке. Я так рад, что они поучаствовали в этом проекте.
Как получилось, что на роли второго плана Вы выбрали таких именитых актёров? Юрген Фогель, Жасмин Герат, Бенно Фюрман, Инка Фридрих — это только некоторые известные имена…
Меня спрашивали, кого бы я хотел пригласить на эти роли, с кем я хотел бы поработать. Мне сразу же пришел в голову Юрген Фогель. Я никогда не работал с ним раньше, хотя всегда восхищался им. Прежде он не соглашался на участие в предложенных проектах. Поэтому я подумал: почему бы вновь не пригласить Юргена Фогеля?
Это было похоже на ситуацию с Инкой Фридрих. Мы с Томми Вошем её большие поклонники. Сначала мы сомневались, поскольку думали, что будет неуважительно пригласить её всего на один день съёмок. Но это сработало, и сцена с ней так важна для фильма. Инка играет в ней грандиозно и в то же время отрешённо. Только эта сцена могла стать трейлером к фильму.
Мы уже работали вместе Жасмин Герат в телевизионной комедии «Любовь в воздухе». Я очень ценю её как профессионала и как человека. Она прекрасно подходит на роль Тэмми. Это лишь небольшая роль, но её встреча со Штеффи является центральной.
Забавная история с Бенно Фюрманом: ранее он уже снимался на той самой заправке, где мы снимали его сцену, около 20 лет назад в фильме «Принцесса воин» Тома Тыквера. Наш специалист по поиску натуры, который в то время также работал на Тома Тыквера, рассказал нам об этом во время отбора различных автозаправочных станций, которые мы рассматривали. В то время мы даже не думали об актёрах второго плана. Но потом я подумал про себя: Может быть, это знак судьбы… Но и здесь я также изначально сомневался, поскольку роль на самом деле слишком мала для такого актёра, как Бенно. Но почему бы не попытаться дотянуться до звезд?… И последнее, но не менее важное, нам даже удалось договориться о роли-камео с Дитмаром Бером, с которым я познакомился, работая в сериале «Место преступления» в Кёльне.