Кино-панк

Я никогда не был так близок к смерти: интервью с Андре Эркау – режиссером фильма «Небеса подождут»

14 января выходит драма немецкого постановщика Андре Эркау «Небеса подождут» с Синье Ирслингер и Тилем Швайгером в главных ролях. Публикуем большое интервью с режиссером о том, почему фильмы о жизни в чрезвычайной ситуации, на грани так важны и востребованы в современном мире.

Ваш новый фильм «Небеса подождут» кажется очень личным, чем вы хотели поделиться со зрителем? И что особенного в этом фильме?

Я отец дочери-подростка, которой, когда я впервые услышал об этом проекте, должно было исполниться 16 лет. Мне кратко пересказали историю о 16-летней девочке, которой недолго осталось жить, а когда я получил книгу, то изначально немного опасался её читать. Я не был уверен, смогу ли я составить компанию этой девочке в её путешествии, не говоря уже о родителях, поскольку я еще не знал, что смогу найти лёгкость и надеялся, что мне удастся почувствовать, добиться и найти её в фильмах. К счастью, я усмирил свои внутренние запреты и прочел сценарий Томми Воша и Кати Киттендорф.

Уже первые несколько страниц заставили меня улыбаться вновь и вновь — я почувствовал связь с моим осознанием жизни и боли. Книга звучала как любовное письмо, адресованное жизни: рассказывающее о том, какой тягостной, какой жестокой она может быть порой, как она может заставить плакать и отчаиваться, но как её, несмотря ни на что любят, возможно, как раз именно за все это. Наши взгляды с продюсером Томми Вошем, всё больше и больше совпадали во время обсуждения. Мы оба думаем, что «Небеса подождут» — это признание в любви к жизни! Вот почему мне было абсолютно необходимо создать эту картину.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Как и фильмы «Жизнь не для трусов» и «Счастливое выгорание», «Небеса подождут» — фильм о жизни в чрезвычайной ситуации, на грани. Что особенного в этой теме, так привлекающей Вас? В чем «Небеса подождут» отклоняется от этой темы?

Я никогда не был так близок к смерти, к неизбежности, как с фильмом «Небеса подождут». Фильм «Жизнь не для трусов» о мужчине, потерявшем жену, и дочери, которой пришлось иметь дело со смертью матери и больной бабушкой. Конечно, это те темы, в которых быстротечность была показательной. В фильме «Счастливое выгорание» также в центре внимания был страх перед потерей. Тем не менее, главные герои обоих фильмов, как бы ни были повергнуты и поражены событиями, всё-таки имели шанс на девиз «Жизнь продолжается — так или иначе». С фильмом «Небеса подождут» всё по-другому, поскольку с самого начала ясно, что наша главная героиня не выживет, смерть нельзя отрицать. Если задуматься дальше, то у нашей героини Штеффи та же судьба, что и у всех нас, а именно: мы смертны, рано или поздно это произойдет, что бы мы ни делали при нашей жизни на Земле. За исключением того, что для Штеффи конец наступит уже в обозримом будущем. Несмотря на осознание смерти и «временного» характера жизни, неважно, сколько у нас остается времени: в конце концов, это всегда меньше, чем мы думаем или надеемся. Поэтому гораздо важнее обратиться к зрителю: Используйте своё время! Научитесь ценить жизнь и близких людей! Это ещё одно жизненно важное послание фильма.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Что особенного в сценарии Томми Воша и Кати Киттендорф? Что Вам понравилось?

До сих пор я избегал фильмов-путешествий, поскольку у меня часто создавалось впечатление, что я имею дело с комедийным сериалом, в котором персонажи обрисовывались только в общих чертах. В фильме все было иначе. В сценарии Томми и Кати поездка в Париж имеет очень важную функцию: эта поездка воплощает духовное путешествие Штеффи. Через это путешествие Штеффи может смириться со своей судьбой и найти понимание того, что происходит в её жизни. Это меня очень впечатлило.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Что Вы приняли во внимание при реализации этого проекта?

С самого начала мне было ясно, что фильм должен быть сфокусирован на актёрском составе! Я хотел взаимодействовать как можно ближе с актёрами, чтобы гарантировать наилучшее исполнение. Конечно, это означало, что необходимо было делегировать ответственность в некоторых других областях, преимущественно технических, чтобы сконцентрировать всё своё внимание на актёрах. Но у меня собралась отличная команда, с которой мне удалось подготовить фильм очень заблаговременно, поэтому я смог не концентрироваться собственно на фильме во время съемок. Доверие и позволение всему идти своим чередом облегчают многие вещи. Не только во время съёмок.

На съемочной площадке я представляю себя — метафорически говоря — хозяином вечеринки, я забочусь о таких вопросах как: пребывают ли люди в хорошем настроении? Играет ли здесь правильная музыка или её нужно поменять? Есть ли у каждого напиток? Я думаю, когда люди чувствуют себя комфортно, когда они чувствуют, что их ценят и им доверяют, они раскрепощены в своей работе, и вы получаете наилучшие результаты.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Расскажите о Вашей работе с актерами, в первую очередь с ведущей актрисой Синье Ирслингер? Какими качествами она обладает?

Синье — это подарок не только для нашего фильма, но и для всей киноиндустрии. Я уверен, что у неё большое будущее! Она великолепна и самобытна. Хотя уже на самом первом кастинге было ясно, что Синье одна из главных претенденток на роль, мы всё же отсмотрели множество молодых женщин и девушек, потому что очень хотели убедиться, что найдём идеальную Штеффи. Мы трижды возвращались к Синье и каждый раз убеждались, что именно она подходит на эту роль. Она казалась такой собранной. Я был очарован тем, что такая молодая девушка, исполняющая свою первую главную роль в кино, не выглядела подавленной и не боялась сниматься вместе с такими легендами как Хайке Макач и Тилем Швайгером.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Сотрудничество с Максом Хубахером: Что Вы считаете важным для успешного дуэта?

Я хотел рассказать о развитии отношений между двумя людьми, которые поначалу были чрезвычайно независимы и каждый был «сброшен со своей орбиты». Стив также прошел через многое. Я хотел, чтобы аудитория увидела и прочувствовала встречу двух людей, которые нелегко устанавливают связи и принимают решение о сближении. В своей поездке они становятся ближе и учатся ценить друг друга. Мы снимали все максимально хронологически, что очень помогло. Мы сами представляли собой своеобразную путешествующую группу, которая узнавала и училась ценить друг друга не только благодаря всем нашим хорошим сторонам, но и вопреки всем нашим причудам на протяжении всего съемочного процесса. Можно было почувствовать, как это здорово знакомиться друг с другом. Многое из того, что было пройдено в плане знакомства и межличностных отношений, вошло в фильм. Когда я увидел, как Штеффи и Стив или Синье и Макс играют вместе, у меня сразу же появилось хорошее предчувствие. Между ними возникла примечательная «химия» — странная смесь чужеродности и близости. Знакомые незнакомцы. Мне понравилось наблюдать за ними.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Как прошло Ваше сотрудничество с Хайке Макатч и Тилем Швайгером?

Прежде я не был знаком с Хайке Макач и Тилем Швайгером ни в профессиональном, ни в личном плане. Они оба тоже родители, и эмоциональное воздействие темы фильма было сразу заметно. Благодаря обмену мнениями и дискуссии у нас сложилось хорошее общее понимание, и я рассказал им о своём первоначальном ощущении беспомощности и обескураживающего удара во время прочтения книги. Это бессилие, это неизмеримое чувство страха превращения в ничто у родителей вспыхивает снова и снова в определенные моменты на протяжении всего фильма. Как будто они не знают, что делать дальше. Как будто они забыли свои реплики. И в следующий момент прорывается гнев, смешанный с отчаянием.

Они исполнили, «прожили» это эмоциональное путешествие, напоминающее прогулку на американских горках, в невероятно трогательном ключе. Целое шоу. У меня часто наворачивались слёзы на съемочной площадке. Я так рад, что они поучаствовали в этом проекте.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Кадр из фильма «Небеса подождут»

Как получилось, что на роли второго плана Вы выбрали таких именитых актёров? Юрген Фогель, Жасмин Герат, Бенно Фюрман, Инка Фридрих — это только некоторые известные имена…

Меня спрашивали, кого бы я хотел пригласить на эти роли, с кем я хотел бы поработать. Мне сразу же пришел в голову Юрген Фогель. Я никогда не работал с ним раньше, хотя всегда восхищался им. Прежде он не соглашался на участие в предложенных проектах. Поэтому я подумал: почему бы вновь не пригласить Юргена Фогеля?

Это было похоже на ситуацию с Инкой Фридрих. Мы с Томми Вошем её большие поклонники. Сначала мы сомневались, поскольку думали, что будет неуважительно пригласить её всего на один день съёмок. Но это сработало, и сцена с ней так важна для фильма. Инка играет в ней грандиозно и в то же время отрешённо. Только эта сцена могла стать трейлером к фильму.

Мы уже работали вместе Жасмин Герат в телевизионной комедии «Любовь в воздухе». Я очень ценю её как профессионала и как человека. Она прекрасно подходит на роль Тэмми. Это лишь небольшая роль, но её встреча со Штеффи является центральной.

Забавная история с Бенно Фюрманом: ранее он уже снимался на той самой заправке, где мы снимали его сцену, около 20 лет назад в фильме «Принцесса воин» Тома Тыквера. Наш специалист по поиску натуры, который в то время также работал на Тома Тыквера, рассказал нам об этом во время отбора различных автозаправочных станций, которые мы рассматривали. В то время мы даже не думали об актёрах второго плана. Но потом я подумал про себя: Может быть, это знак судьбы… Но и здесь я также изначально сомневался, поскольку роль на самом деле слишком мала для такого актёра, как Бенно. Но почему бы не попытаться дотянуться до звезд?… И последнее, но не менее важное, нам даже удалось договориться о роли-камео с Дитмаром Бером, с которым я познакомился, работая в сериале «Место преступления» в Кёльне.

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018