КИНО-ПАНК

Ещё немного и было бы «Горько»: «Синдром отложенного счастья»

Наивная провинциалка приезжает в Петербург с мечтой скопить денег и начать новую жизнь. Выглядит, как начало сериала на канале «Россия-1», но нет – это фильм-победитель Псковского кинофестиваля «Западные ворота». О картине-призере «Синдром отложенного счастья» рассказала Мария Михайлова.

Завязка картины выглядит в целом универсально. Она предвещает добрую женскую историю о счастье и поисках любви. Казалось бы, фильм должен стать идеальным вариантом для семейного просмотра, если снять его качественно и внимательно: трогательная жизненная история с нотками трагикомедии неизбежно должна «взять за душу» зрителя. Вот только теплая атмосфера картины начинает развеиваться, едва начавшись.

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Сюжет склеен по классическому образцу, который уже въелся в подкорку каждого постсоветского зрителя. Наталья – наивная простушка, которая ухаживает за пожилыми людьми в Петербурге, живет у них и зарабатывает на жизнь себе и дочке. Для нее это – единственная цель, а с недавних пор и единственный способ выжить, ведь старый деревенский дом сгорает. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, новоявленная подруга Натальи предлагает найти ей мужа с жильем. С этого момента доселе деликатная и даже приятная история встает на рельсы комедии и катится прямиком в ад. На экране появляется странный бар для горожан среднего возраста. Он выглядит, как кабак из девяностых – с наигранным, абсолютно простецким китчем, странными гостями и почему-то настоящей Татьяной Булановой в роли самой себя. Неизвестно, почему режиссер решила сделать центром действия такое безвкусное место, которое могло бы быть в любом захолустном городке, но появилось в Петербурге. И если вначале кажется, что этот бар станет примером неудачного эксперимента по поиску мужа, то вскоре становится понятно – это движущий элемент всей картины, запускающий важнейшие сюжетные повороты. В один момент кажется, что мы наблюдаем не над женской драмой, а за ситкомом наподобие «Горько» – очень дешево и безвкусно снятым. Из непременных атрибутов – сцена с алкогольным бесчинством и амнезией, а еще шутки про насилие и секс.

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Сумбур, творящийся на экране, может спровоцировать головную боль, но авторы решили на этом не останавливаться. Режиссер неожиданно внедряет в сюжет новую идейную ветку. Ее центром становится дочь главной героини. Она работает на железных дорогах и, кажется, была уже в детстве разлучена с матерью из-за бедности. Для девочки поезд стал и работой, и жильем, где она всегда под присмотром подруг Натальи. Но время идет, дочь пропадает с радаров и выясняется, что не так то уж и нужна ей эта будущая жизнь с мамой-кукушкой. Девушка находит жениха и настоящую семью, а Наталья остается одна – и впервые в жизни теряет цель и смысл. И вот тут, как оказывается, и кроется настоящий психологический подтекст картины: синдром «пустого гнезда» мешает героине наслаждаться жизнью. И это действительно неплохая идея, вот только она закутана в мишуру несмешных шуток и абсурдных ситуаций. Да и линия эта так и не доведена до логичного конца: Наталью просто уговаривают продолжить поиски мужа, на этот раз – чтобы избавиться от чувства бессмысленности жизни. Получается, героиня не учится быть счастливой сама с собой, а по-прежнему пытается заполнить душевную пустоту человеком. Не дочерью, так мужчиной.

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Но главное, что портит весь фильм от начала и до конца – актерская игра главной героини. Сложно найти пример роли, в котором актриса переигрывала бы больше. Вся ее роль – нескончаемая череда истерик по любому поводу, и, кажется, ни одной реплики она не в состоянии проговорить спокойно. Вечно срываясь на крик, она продолжает быть неуклюжей и как будто даже слабоумной. Вечно суетливая и неловкая, она как будто вообще не понимает, где оказалась и как себя вести с людьми – что могло бы быть понятным для молодой девочки, но никак не для взрослой женщины, которая прошла через многие жизненные испытания. Все поведение Натальи вызывает у зрителя такой приступ испанского стыда, что хочется лишь, чтобы фильм просто закончился.

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Фотография со съёмок фильма «Синдром отложенного счастья»

Героине невозможно сочувствовать и сопереживать, она являет собой пример доведенного до абсурда образа провинциалки, этакой деревенской дуры. Наверное, такая подача способна даже оскорбить жителей деревни – настолько здесь очевиден контраст с «городскими людьми».

Наряду с мешаниной из событий, нераскрытых идей и абсурда, актерская игра становится последней каплей (а может, и самой первой) в чаше терпимости к ошибкам фильма. Невнятная драма, несмешная комедия и полная искусственность рушат все попытки сделать хорошее семейное кино. Хочется верить, что у нас еще вернутся к съемкам по-настоящему добрых картин, где нет чернухи и дешевизны, шуток про алкоголь и насилие, и где не будут отказываться от интересного посыла в угоду жанровым клише.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018