Наивная провинциалка приезжает в Петербург с мечтой скопить денег и начать новую жизнь. Выглядит, как начало сериала на канале «Россия-1», но нет – это фильм-победитель Псковского кинофестиваля «Западные ворота». О картине-призере «Синдром отложенного счастья» рассказала Мария Михайлова.
Завязка картины выглядит в целом универсально. Она предвещает добрую женскую историю о счастье и поисках любви. Казалось бы, фильм должен стать идеальным вариантом для семейного просмотра, если снять его качественно и внимательно: трогательная жизненная история с нотками трагикомедии неизбежно должна «взять за душу» зрителя. Вот только теплая атмосфера картины начинает развеиваться, едва начавшись.
Сюжет склеен по классическому образцу, который уже въелся в подкорку каждого постсоветского зрителя. Наталья – наивная простушка, которая ухаживает за пожилыми людьми в Петербурге, живет у них и зарабатывает на жизнь себе и дочке. Для нее это – единственная цель, а с недавних пор и единственный способ выжить, ведь старый деревенский дом сгорает. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, новоявленная подруга Натальи предлагает найти ей мужа с жильем. С этого момента доселе деликатная и даже приятная история встает на рельсы комедии и катится прямиком в ад. На экране появляется странный бар для горожан среднего возраста. Он выглядит, как кабак из девяностых – с наигранным, абсолютно простецким китчем, странными гостями и почему-то настоящей Татьяной Булановой в роли самой себя. Неизвестно, почему режиссер решила сделать центром действия такое безвкусное место, которое могло бы быть в любом захолустном городке, но появилось в Петербурге. И если вначале кажется, что этот бар станет примером неудачного эксперимента по поиску мужа, то вскоре становится понятно – это движущий элемент всей картины, запускающий важнейшие сюжетные повороты. В один момент кажется, что мы наблюдаем не над женской драмой, а за ситкомом наподобие «Горько» – очень дешево и безвкусно снятым. Из непременных атрибутов – сцена с алкогольным бесчинством и амнезией, а еще шутки про насилие и секс.
Сумбур, творящийся на экране, может спровоцировать головную боль, но авторы решили на этом не останавливаться. Режиссер неожиданно внедряет в сюжет новую идейную ветку. Ее центром становится дочь главной героини. Она работает на железных дорогах и, кажется, была уже в детстве разлучена с матерью из-за бедности. Для девочки поезд стал и работой, и жильем, где она всегда под присмотром подруг Натальи. Но время идет, дочь пропадает с радаров и выясняется, что не так то уж и нужна ей эта будущая жизнь с мамой-кукушкой. Девушка находит жениха и настоящую семью, а Наталья остается одна – и впервые в жизни теряет цель и смысл. И вот тут, как оказывается, и кроется настоящий психологический подтекст картины: синдром «пустого гнезда» мешает героине наслаждаться жизнью. И это действительно неплохая идея, вот только она закутана в мишуру несмешных шуток и абсурдных ситуаций. Да и линия эта так и не доведена до логичного конца: Наталью просто уговаривают продолжить поиски мужа, на этот раз – чтобы избавиться от чувства бессмысленности жизни. Получается, героиня не учится быть счастливой сама с собой, а по-прежнему пытается заполнить душевную пустоту человеком. Не дочерью, так мужчиной.
Но главное, что портит весь фильм от начала и до конца – актерская игра главной героини. Сложно найти пример роли, в котором актриса переигрывала бы больше. Вся ее роль – нескончаемая череда истерик по любому поводу, и, кажется, ни одной реплики она не в состоянии проговорить спокойно. Вечно срываясь на крик, она продолжает быть неуклюжей и как будто даже слабоумной. Вечно суетливая и неловкая, она как будто вообще не понимает, где оказалась и как себя вести с людьми – что могло бы быть понятным для молодой девочки, но никак не для взрослой женщины, которая прошла через многие жизненные испытания. Все поведение Натальи вызывает у зрителя такой приступ испанского стыда, что хочется лишь, чтобы фильм просто закончился.
Героине невозможно сочувствовать и сопереживать, она являет собой пример доведенного до абсурда образа провинциалки, этакой деревенской дуры. Наверное, такая подача способна даже оскорбить жителей деревни – настолько здесь очевиден контраст с «городскими людьми».
Наряду с мешаниной из событий, нераскрытых идей и абсурда, актерская игра становится последней каплей (а может, и самой первой) в чаше терпимости к ошибкам фильма. Невнятная драма, несмешная комедия и полная искусственность рушат все попытки сделать хорошее семейное кино. Хочется верить, что у нас еще вернутся к съемкам по-настоящему добрых картин, где нет чернухи и дешевизны, шуток про алкоголь и насилие, и где не будут отказываться от интересного посыла в угоду жанровым клише.