«Штурм» — остроумное, живое и остросоциальное казахское кино, которое вдохнуло жизнь в уже порядком избитую тему безответственности и ее последствий. Мария Михайлова рассказывает о фильме, который заставляет думать, мысленно примерять на себя роли героев и рассуждать о них.
В маленьком казахском поселке есть школа. В ней работают разные люди: смелые и трусливые, амбициозные и не очень. Однажды люди в масках заходят в здание и устраивают там стрельбу. Из школы успевают спастись все, кроме 10 учеников — учитель математики в панике убегает, забыв отпереть дверь класса и выпустить детей.
Когда выясняется, что целый класс остался в одном здании с террористами, группа обычных людей, состоящая из родителей, сотрудников школы и нерадивого полицейского, решает устроить штурм, не дожидаясь спецназа, который будет добираться до далекого поселка двое суток. Подготовить команду энтузиастов берется едва протрезвевший школьный сторож – несмотря на свой алкоголизм, он единственный, кто знает, как вести себя в сложившейся ситуации. Команда начинает подготовку и идет штурмом на школу, чтобы спасти ребят.
Конечно, «Штурм» — это, в первую очередь, фильм о безответственности и беспечности. Показано это очень наглядно. Пока физрук обучает детей боевым приемам, за его спиной люди в масках спокойно пересекают школьный двор. С автоматами в руках. Пока директор отчитывает пьяного сторожа и оттаскивает его от дверей, в эти самые двери входят террористы (а ведь если бы сторож спал на прежнем месте, незамеченным внутрь не попал бы никто). Пока рабочий и завхоз ругаются из-за поломанной трубы, рассуждая о ее опасности и аварийности, реальная опасность проходит прямо перед их глазами. Люди, занятые проблемами другого масштаба, буквально не хотят видеть то, что происходит у них под носом. Жизненная, точная, реалистичная картинка.
Кроме того, «Штурм» — про умение скооперироваться и собраться. В каком-то смысле сюжет здесь повторяет привычную для многих ситуацию – запустить дело до крайности, довести его до трагедии, чтобы потом героически преодолеть. Здесь будут в чем-то юмористические, в чем-то познавательные, но в целом захватывающие кадры – как подготовиться к штурму без всяких навыков или даже простейшей физической подготовки. Картинка здесь яркая и наглядная.
Ну и, конечно, этот фильм – про непобедимую бюрократию и про то, какую силу имеют формальности в современном мире. Так, полицейский, узнав о террористах, просто подает рапорт об увольнении и уходит, отказавшись «рисковать за копейки». Происходит это прямо на глазах у матери одного из заложников. Начальник полицейского управления не может взять на себя прямую ответственность, хотя носит погоны и обязан помогать людям. Более полезным – но не уважаемым — оказывается тот самый алкоголик-охранник, единственный, кто может оказать реальную помощь. А вишенкой на торте этого правового безумия становится приезд реальной группы захвата. Увидев террористов, они… заставляют героев подписывать бумаги о взрыве бытового газа в школе, чтобы отмазать их от тюрьмы. Почему тюрьмы? Да потому что стрелять в живого человека нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже если он стрелял в тебя. Даже если захватил школу. Даже если удерживал детей в здании несколько суток. Вот такая притча о справедливости и благоразумии.
В «Штурме» многое гиперболизировано, приукрашено, порой даже высосано из пальца (например, учитель запер детей в кабинете с большими окнами и дверями – ничего не стоило их выбить и убежать… да и почему кричащих ребят вообще никто не заметил?). Но метафора получилась хорошая: в меру острая, актуально-социальная, не избитая в своей подаче. Качественный фильм о знакомых проблемах – чем не радость для зрителя?