Кино-панк

Цыганские Маугли на краю Европы: «Акаса, мой дом»

Конфликт цивилизованных людей и дикарей, горожан и беженцев, сильных и неимущих – это острая, очень болезненная проблема хотя бы потому, что сложно найти в ней правых. Мария Михайлова рассказывает о документальном фильме «Акаса, мой дом», который попытался отразить противоречивость вопроса «кто имеет право на спокойную жизнь?».

Семья Эначе много лет живет в лесу – огромной заповедной зоне прямо посреди Бухареста. Они ведут мирный образ жизни: ловят и продают рыбу, собирают хворост, прячутся от социальных служб и органов опеки. Детей в семье много, и они сплошь, как один – Маугли. Чумазые, по-цыгански темные, неграмотные, проводящие время либо в воде, либо на дереве, либо в «доме», выстроенном невесть из чего. И эта странная, дикая, но в чем-то счастливая жизнь должна скоро закончиться. Власти решили облагородить заповедник – а значит, семью Эначе выселят в город и отправят к «социальникам». Теперь героям придется учиться жить по-другому.

Кадр из фильма «Акаса, мой дом»

Кадр из фильма «Акаса, мой дом»

По словам самого автора фильма, эта работа – попытка показать разницу дикой и цивилизованной жизни, цену, которую людям приходится платить за комфорт. Эта цена слишком высока для семьи Эначе, потому что такая комфортная жизнь состоит из ограничений, правил приличия, чуждой им чистоплотности и ярко выраженной «классовости». Но картина, по желанию режиссера, или же самостоятельно, показывает зрителю еще одну проблему насильного «причинения» добра. Несмотря на моральную выносливость главных героев, они оказываются в подчиненном положении: их насильно выселяют, насильно приучивают к новой жизни, их же унижают за несоблюдение приличий и правил. Беда в том, что здесь можно понять обе стороны – социальные службы и волонтеры не могут быть терпимы без всяких пределов, а Эначе не могут жить по-другому. Разница лишь в том, что первым приходится терпеть дискомфорт, а семье «Маугли» — отсутствие свободы.

Кадр из фильма «Акаса, мой дом»

Кадр из фильма «Акаса, мой дом»

Главные герои не вызывают у зрителя антипатии – напротив, режиссер очень старался показать их непосредственность как что-то естественное, а не грязное и бескультурное. Но этот документальный фильм получился очень честным, поэтому противоречивое ощущение от всех участников повествования остается до самого конца. Непонятно, соединимы ли вообще такие разные миры, и стоит ли пытаться приобщить к цивилизации тех, кому она не нужна. Неизвестно также, стоит ли терпеть и принимать такие маргинальные ячейки, если они мешают, как семья Эначе, всему городу получить возможность гулять по заповедной зоне, принадлежащей городу. Совершенно ясно только то, что при работе над этим фильмом была проведена колоссальная работа. Автор картины провел с героями 3 года и смог показать очень личные и естественные эпизоды – от ссор до поцелуев. Съемки фильма настолько естественны, что порой приводят в восхищение: картину не отличить от художественного фильма. Никто из героев даже не вспоминает про камеру, не чувствует ее подспудно, не пытается хоть немного сгладить движения или речь. Это самое важное и ощутимое доказательство качественного документального кино. Неважно даже, придет ли зритель к тому же сочувственному выводу, что и режиссер – по качеству и количеству вложенных в него сил «Акаса, мой дом» безупречен.

Международный кинофестиваль «Докер» проходит в московском киноцентре «Октябрь» с 21-30 августа. Показы в Санкт-Петебурге, Казани и Калининграде пройдут в сентябре. Полное расписание на сайте.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018