Кино-панк

Старое – не значит хорошее: «Жил-был дурак»

Классическая, уже не удивляющая зрителя завязка сюжета: есть жена, муж и роковая женщина, которая пытается увести его из семьи. Но здесь не все так просто: фильм «Жил-был дурак» снят в 1915 году, а значит – стал одним из родоначальников мелодрамы в кино. Мария Михайлова выясняет, какие мотивы заложила эта картина в развивающийся жанр.

Фильм имеет под собой любопытную литературную основу – одноименную пьесу, которая, в свою очередь, была написана под влиянием стихов Редьярда Киплинга под названием «Вампир». Разумеется, вампиризм здесь понимается не буквально. По сути, картина поставила перед собой задачу создания образа «женщины-вампа». Кроме того интересен и уникален фильм еще и потому, что это – одна из очень немногих сохранившихся лент с актрисой Тедой Барой.

Кадр из фильма «Жил-был дурак»

Кадр из фильма «Жил-был дурак»

Теда Бара – одна из первых актрис, появившихся в амплуа «женщины-вампа», а «Жил-был дурак», соответственно – один из первых фильмов на тему рокового соблазнения и измены. Сюжет картины прост до предела: алчная и жестокая красотка пытается, в уже привычной ей манере, лишить мужчину его денег и спокойной жизни, а главный герой пытается этому влиянию сопротивляться. На кону – банальный выбор: семья или страсть. Впрочем, эту неискушенность фильму можно простить, как первопроходцу, ведь каждый жанр и тема развиваются от самых азов. Намного интереснее разобраться в игре той самой Теды Бары, загадочной и необычайно популярной в свое время актрисы, от которой сохранилось совсем небольшое наследие.

Кадр из фильма «Жил-был дурак»

Кадр из фильма «Жил-был дурак»

Скорее всего, современный зритель никак не сможет понять, почему именно Теда стала одним из первых секс-символов в кино. Виновата, скорее всего, насмотренность и некоторая избалованность эталонными типажами и фигурами. Шарм Теды скорее обескураживает, нежели обезоруживает: он напористый, грубоватый и в целом лишен изящества. Это может послужить интересным примером тому, как в начале 20го века режиссеру (да и зрителям) виделась женщина-вамп. Ее героиня не хитрая и изворотливая, а напористая и властная. Она выглядит завоевательницей – поэтому вряд ли стоит ждать от нее какого-то привычного нам проявления женственности. Впрочем, популярности Теды ее некоторая мужественность никак не помешала.

Кадр из фильма «Жил-был дурак»

Кадр из фильма «Жил-был дурак»

Еще одна любопытная особенность фильма, которая лишает его сюжет совсем уж банального воплощения – попытка приблизить его к оригиналу. Те самые стихи Киплинга «Вампир», на которых он основан, периодически цитируются отрывками в титрах, на протяжении всей картины. Это немое кино, поэтому стихотворение, которое ложится на сюжет, позволяет ему стать чуть более поэтичным, чуть более изящным. Правда, этого все равно мало, чтобы перекрыть странное впечатление от игры Теды Бары, и скуку от чрезмерно простого идейного и сюжетного наполнения.

«Жил-был дурак», к сожалению – пример не только переоцененного фильма, но и переоцененной популярности и титулованности. Несмотря на то, что Теда Бара обрела дополнительный бонус к загадочности благодаря многим утерянным картинам со своим участием, она не становится более убедительной «женщиной-вамп» — по крайней мере, для современного зрителя. Так и получилось, что этот фильм больше похож на пробу пера (что простительно новичку), чем на попытку войти в историю кинематографа. Но, вполне возможно, что от этого он даже становится интересней. Слишком уж часто в искусстве встречается стереотип «раньше – значит лучше».

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018