Кино-панк

Тише, мыши, тварь на крыше: «Тихое место»

Этой весной на экранах кинотеатра должно было появиться «Тихое место 2» — продолжение одноименного фильма ужасов от Джона Красински. Но из-за эпидемии одну из самых обсуждаемых премьер 2020 года перенесли на сентябрь. Пока тянется вынужденное ожидание, Мария Михайлова предлагает вспомнить, чем зрителей со всего мира так зацепила первая часть.

Ответ на этот вопрос, впрочем, довольно прост. Красински придумал и реализовал концепцию, основанную на звуке. В жанре ужасов особую роль в создании необходимого напряжения играет именно звуковой ряд. В «Тихом месте» эта составляющая выведена на уровень сюжетный, идейный – и весь ее потенциал используется на полную мощность.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

По сюжету, на Земле расплодились монстры, страшные, мощные и очень быстрые. Их происхождение (лабораторное ли, инопланетное ли) неизвестно. Но ясно кое-что другое: у них нет зрения или развитого обоняния, но они обладают фантастически развитым слухом. Локаторы чудовищ настолько сильны, что они способны услышать звук даже в нескольких километрах от будущей жертвы. Видимо, поэтому зритель не увидит на экране зверей крупнее хомячков – все остальные животные, похоже, давно истреблены новыми охотниками. Люди же — существа поумнее: семья фермеров, которая сумела остаться в живых, приспособилась к новой реальности. Они проводят всю свою жизнь в полнейшей тишине – и во многом сюжет крутится вокруг их повседневных привычек, которые помогают им избежать смерти.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Именно так, с первых минут картины, для зрителя создается мощнейший саспенс. Герои передвигаются, едят, беседуют и работают в полнейшей тишине. Они учатся следить за каждым своим движением, не кричать, когда им больно, присматривать друг за другом – ведь если кто-то один допустит ошибку, в смертельной опасности окажется вся семья. В этой картине враг известен аудитории с самого начала, но это совершенно не мешает ей ощущать атмосферу постоянного напряжения, в которой живут герои. Уникальность «Тихого места» как раз состоит в том, что зритель пугается не от темноты или внезапных появлений монстра из-за угла, а испытывает тревогу и беспокойство каждую минуту фильма (безусловно, оттого и понимая персонажей лучше). В этом смысле картина – настоящий подарок тем, кто не любит хорроры из-за бесконечных скримеров, которые только портят ему психику и не пугают по-настоящему. Напряженно вслушиваясь в тишину, смотрящий погружается в фильм почти мгновенно и остается под впечатлением еще долго. Это не просто художественный ход, а психологическая уловка – напряжение какого-либо органа чувств долгое время создает у человека своего рода привычку. Так же, как при долгом всматривании в темноту глаз привыкает к ночному зрению и отвыкает от света, так и при долгом напряжении слуха человеку непривычно возвращаться в мир громких звуков.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Но стилевое решение фильма — не единственная его заслуга. Одна из героинь картины – глухая девочка. Она воспринимает мир иначе: то, что для остальных стало вынужденной аскезой, для нее – привычная реальность. Образ этой девочки внедрен в фильм органично и неслучайно. Он становится красивым и важным напоминанием зрителям о том, как живут глухие и немые люди, он помогает им понять таких людей и стать более чуткими по отношению к ним. Этот социальный подтекст ненавязчив, он не пытается переманить на себя все внимание и сделать из развлекательного ужастика лекцию. Так же ведет себя и драматическая составляющая картины. В фильме, бесспорно, есть конфликты, и довольно интересные (про чувство вины, родителей и детей, ответственность и поддержку), но они не перебивают собой общее тревожное, напряженное настроение: скорее, разбавляют его.

Все это, впрочем, не отменяет того, что «Тихое место» — ужастик не только самобытный, но и умный. Джон Красински сделал из него заслуженный хит – остается лишь надеяться, что продолжение не попытается «выехать» за счет успешного начала. Неприятно, когда сиквел портит такой стильный и мощный оригинал.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018