Вуди Аллен – очень работоспособный режиссер. За годы своей карьеры он снял 47 картин и недавно вышла 48-я – «Дождливый день в Нью-Йорке». Несмотря на часто опасную для вдохновения плодовитость, каждый фильм Аллена с нетерпением ждут. Каким получилось его новое кино, рассказывает «Кино-Панк».
Внимание к «Дождливому дню в Нью-Йорке» приковано не только из-за его содержания. Долгое время Вуди Аллен следовал принципу «один год – один фильм» (почти никогда не теряя в качестве, несмотря на скорость). Однако релиз последней картины ему пришлось отложить почти на 2 года – кино было снято еще в 2017 году. Многие опасались, что работа так и не увидит мир. Дело в волне обвинений в домогательствах, которые посыпались на Вуди Аллена в связи с флешмобом MeToo. Но вот, наконец, фильм выходит на экраны – и это оказалось очень хорошей новостью.
Сюжет картины прост, незамысловат – городской парень Гэтсби возвращается на выходные в Нью-Йорк, где он вырос, со своей девушкой из провинции по имени Эшли. Они планируют провести этот день вместе, но, конечно, все идет совсем не по плану для них обоих. Обстоятельства, в которых они оказываются, заставляют пару полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь и друг на друга – особенно самого Гэтсби.
С первых кадров зритель понимает, что этот фильм – признание в любви к Нью-Йорку. Потому то и сюжетные повороты, хотя и свежие, и захватывающие, не дают отвлечься от главного – атмосферы и красоты города, его культовых мест, тайных закутков, его правил. Режиссер рассказывает нам, что в Нью-Йорке человек живет не так, как хочется ему (хотя от такого города ожидается именно жизнь, полная свободы), а так, как решит сам Нью-Йорк. Гэтсби хочет увидеться со своей девушкой, но вместо этого попадает на съемки фильма, где ему надо целовать другую, или встречает на улице одногруппника-задиру – все идет наперекосяк, но обязательно согласно некому тайному замыслу города. И если ты городу нравишься – с тобой не случится ничего плохого, течение прибьет тебя туда, где ты должен быть. И в этом, пожалуй, заключается все изящество и очарование фильма – умение наслаждаться жизнью, плыть по течению, получая удовольствие от всей несуразицы, что с тобой происходит.
Возможно, именно поэтому в картине использован именно флер 20-х, времени, возможно, самого романтичного в истории Нью-Йорка (и точно для самого Вуди Аллена). Имя Гэтсби, джаз, который играет на протяжении всего фильма, атмосфера богемы и легкости, чувство беспорядочности и легкой тревоги воссоздают эру декаданса в современности. Заметно, что это именно тот Нью-Йорк, в котором хотелось бы оказаться самому режиссеру – поклоннику джазовой музыки и искусства. Он состоит из музеев, богемных квартир, в каждом доступном уголке стоит фортепиано. Возможно, фильм и снят Вуди Алленом про самого Вуди Аллена и его мир. Режиссер хочет показать зрителю пространство, в котором находится сам – но с помощью молодых людей со свежим взглядом и горячим сердцем – главных героев фильма.
Богема, которую демонстрируют в кадре, неоднородна. С одной стороны это – мир больших звезд и знаменитостей, в который попадает Эшли. В нем каждый мужчина в той или иной степени очарован простотой девушки, ее провинциальной речью и поведением. Это мир уставших, пресытившихся художников, который высмеивается режиссером. С очень тонким юмором показаны персонажи этого мира: режиссер, страдающий от творческого кризиса; его помощник, чувствующий себя ненужным – и режиссеру, и своей жене; актер, пресытившийся роскошью и славой. А другой богемный мир состоит из высшего общества, чопорных родителей и их запутавшихся в жизни детей, слишком богатых, чтобы жить обычной жизнью – и потому желающих сбежать, как Гэтсби, в провинцию.
И тот, и другой мир пропитан чопорностью, пафосом и напускной важностью. И тот самый дождь, который является лейтмотивом всей картины, смывает все искусственное с каждого героя, делает людей ближе (ведь когда стоишь под одним зонтом или сидишь в одной машине, тяжело не сблизиться) и искреннее с собой и с другими. Так и складывается общая картина дождливого дня в Нью-Йорке, в котором вещи и люди становятся такими, какие они есть на самом деле.
Картина получилась очень легкой, почти воздушной – и местами очень забавной. Она не обязывает зрителя к глубоким размышлениям, хотя при желании ему есть, над чем подумать – о превратностях судьбы, о том, что тот самый «успешный мир» имеет свою грустную изнанку и о том, что молодости чужд пафос и кич – и поэтому молодые люди так прекрасны. Фильм создает настроение, очень подходящее для тоскливого осеннего вечера, когда перестает радовать окружающий мир и люди. И он подойдет для любой компании – юмор и атмосфера, при всей их неповторимости, получились «универсальными».
И, конечно, хорошее кино сделала хорошая актерская игра. Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Джуд Лоу и Селена Гомес – их старания действительно заметны, персонажи им подходят, и результат вышел приятный для зрителя. Вместе с режиссером они сделали кино, которое, кажется, не претендует стать великим, но точно запомнится зрителю.