Кино-панк

Самобытное культурное явление: «Эспен в поисках Золотого замка»

В мире детского кинематографа – снова пополнение. На экраны выходит норвежская сказка «Эспен в поисках Золотого замка», новая история о храбром деревенском парне Эспене, его братьях и принцессе Кристин. Мария Михайлова выяснила, почему этот фильм нельзя назвать фэнтезийным, понравится ли он ребенку и можно ли считать классическую кино-сказку устаревшим для современности жанром.

Скандинавский эпос – совершенно особенное и самобытное культурное явление. Он сравнительно близок и понятен русскому человеку и европейцу: благодаря схожим климатическим условиям нам легче представить себе тролля или водяного, чем африканское божество. Но вместе с тем в северных легендах и мифах достаточно интересных особенностей, которые выглядят ново и будоражат воображение. Норвежцы активно пользуются своим культурным наследием и стараются использовать его чуть ли не в каждом новом произведении.

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Точно по такому же принципу создавался и «Эспен в поисках Золотого замка». Авторы любовно поместили в новый фильм щедрую горсть скандинавской мифологии: здесь появляются и великаны, и замок в ледниках, и ведьмы. Но в этот раз подборка персонажей получилась особенно близкой для российского зрителя. Сюжет вращается вокруг поисков живой воды, за помощью герои обращаются к Бабе-Яге (конечно же, с длинным-длинным носом), да и озерный дух, играющий на дудке, кажется чем-то знакомым. Возникает ощущение, что создатели картины во многом ориентировались на российскую аудиторию и сняли что-то среднее между экзотикой скандинавской мифологии и привычной славянской сказкой. Возможно, такое впечатление получилось потому, что создавая историю для маленьких детей, режиссер желал избежать жестокости, свойственной северным легендам, и взял более мягкие, «южные» варианты сказок без совсем уж пугающих монстров.

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Особенное внимание в фильме уделено съемкам природы, что тоже неудивительно – это еще одна излюбленная «фишка» скандинавов. Работая над монтажом, в картинку почти не добавляли нарисованные пейзажи, но сказочную атмосферу живой кадр совершенно не нарушает. Локации подобраны так, чтобы быть фактурными, но не слишком узнаваемыми: чтобы ребенку было легче работать с собственным воображением. Итог получился вполне гармоничным, и – что для норвежцев важнее всего – с ярко выраженной любовью к родным землям.

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Есть в картине и еще одна особенность. В качестве антигероев здесь выступают датчане – по сюжету, их предводительница мечтает захватить Норвегию. Действительно, исторические вражда и соперничество Норвегии и Дании давно превратились в еще один элемент эпоса страны. Но в фильме подобная воинственность не выглядит агрессивной или побуждающей к конфликтам. В данном случае это – разновидность исторического анекдота, который у детей не вызовет неприязни к датчанам, а взрослых и вовсе повеселит и рассмешит. Важно, что, как в классической детской сказке, здесь так называемые «враги» не вызывают антипатии – они по-своему привлекательные и скорее немного нелепые, чем пугающие. Предводительница датчан и вовсе вызывает уважение, которое испытывают к достойному сопернику. Вероятно, жанр сказки действительно лучше всего подходит для безобидной шпильки в адрес страны-соседа.

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Пожалуй, самое важное, что следует помнить перед просмотром «Эспена в поисках Золотого замка» — здесь будут показывать не фэнтези, а именно сказку. Мир, в который погружают зрителя, не выдуман – частично или полностью. Чудеса внедрены в него, как то, что окружает каждого из нас, но просто заметны не каждому — поэтому так важен становится внешний реализм (в пейзаже, внешности и жизни героев). Именно такой подход продуктивнее всего работает с ребенком: начиная верить в то, что чудеса окружают его именно в этой реальности, а не живут в вымышленной вселенной, он учится быть более внимательным, развивает фантазию и, что самое важное, лучше усваивает первичные жизненные уроки. По такому принципу сказки работали всегда – ребенок начинает понимать, что доброта и смелость помогут ему справиться с трудностями, а за плохое поведение можно быть съеденным великаном, и этот принцип сработает здесь и сейчас, а не в какой-то вымышленной стране.

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Кадр из фильма «Эспен в поисках Золотого замка»

Поэтому, как бы наивно не смотрелась сейчас на экранах сказка про принцессу, троллей и живую воду (в сравнении с целыми фэнтезийными мирами Гарри Поттера или Хоббита), для маленьких детей такое кино, возможно, окажется даже более полезным и запоминающимся. «Эспен…» — один из тех фильмов, которые можно ставить ребенку перед сном, не опасаясь, что что-то его напугает или заставит серьезно волноваться. Добрая, классическая норвежская сказка с плавным повествованием – возможно, именно этого в детском кинематографе сейчас не хватает больше всего.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018