С 16 по 19 мая в Москве, Санкт-Петербурге и еще 15 городах России прошел фестиваль короткометражного кино о моде BE IN OPEN FILMS 2019. В российской программе фестиваля было представлено 22 работы, рассказывающих со всевозможных ракурсов о новых веяниях во вселенной красоты.
Еще на старте стоит оговориться, что о кино о моде – это не совсем кино. Скорее это визуальные ряды, наполненные молодостью, энергией, порывом сказать что-то новое, но лишенные завязок, конфликтов и других драматических элементов. Только два фильма российской программы «Слеза стеклянного озера» (детектив об украденном ожерелье) и «Смерть вампира» (комедийная драма о трудностях ночной жизни) имеют логику повествования.
Откровенно вызывающие работы, например, «Парни не плачут» и «Кружок» пытаются расшевелить аудиторию злободневными намёками; Россия – не Европа; эта страна не для творцов; здесь нет свободы, но есть культ потребления. Герои документальной картины «Парни не плачут» — три молодых человека, обожающих макияж. Они сравнивают подведение ресниц и нанесение румян с живописью. Устами героев автор проговаривает простую мысль: «Не стесняйтесь заниматься тем, что доставляет удовольствие». Персонажи документального «Кружка» собирают на свалках старые вещи и шьют из них новые. В этом высказывании слышатся более дельные советы: «Для современного сумасшедшего искусства ценны как старые, так и новые вещи».
Откровенно провальными можно назвать затянутые визуальные аттракционы: «Рыба», Now Living Room, Sorry, I’m not. Попав под обаяние, набирающего популярность подхода к киноповествованию, когда на экране ничего не происходит, но подразумеваются душевные терзания героя («Пропасть во ржи» только для взрослых), авторы этих фильмов тянут минуты, заливая экран символизмом, откровенно непростым даже для зрителей пропитанных темой.
Одновременно забавно и грустно, что российская часть фестиваля наполнена английскими названиями, слэнговыми словцами с иностранными корнями. Мир моды живет, развивается, открывает двери и окна для новых поколений, но эта жизнь разворачивается не здесь, где некогда думать о правильной утилизации мусора, повышении качества образования, воспитании гражданской позиции, она там — по тем правилам, на том языке.