Как жить, если твой сын – вор? Можно ли перевоспитать взрослого человека? И можно ли на эту тему снять хорошее кино? Мария Михайлова рассказывает о фильме «Родители строгого режима» с Алисой Фрейндлих в одной из главных ролей.
Борис Литвин – тот самый стереотипный мэр, продавший своим амбициям душу и город. Он нещадно ворует, и об этом хорошо известно всем – в том числе, и его родителям. Отчаявшись, они решаются на крайние меры воспитания. Буквально похищая сына, они запирают его в комнате за железными прутьями, и пытаются – кнутом, пряником и нравоучениями – изменить своего непутевого ребенка.
Эту картину сложно назвать комедией, хотя, конечно, она выстроена по законам жанра. И тут есть две причины. Во-первых, в фильме много серьезных и даже грустных моментов, сложных тем, рассуждений. Во-вторых, юмор здесь совершенно не смешной, а местами чуть ли не «чаплинский»: например, нам предлагают посмеяться над тем, как старики бьют главного героя электрошокером или стреляют в него солью из ружья. Если первая причина никак не портит картину, то вторая рушит всю магию, которая складывается из отличной актерской игры, интересного сценария и неплохом антураже. Грустно, что при других качественных слагаемых, одни и те же ошибки допускаются в отечественных комедиях раз за разом, год за годом.
Если отвлечься от неудачного юмора и сосредоточиться на посыле истории, на первый взгляд все кажется просто: зрителя ждет игра на несоответствии (родители пытаются воспитать взрослого ребенка) и на стереотипах (мэр – хапуга, старики с устаревшими взглядами, все остальные либо глупы, либо равнодушны). Но здесь все не так однозначно – режиссер действительно старается вскрыть интересные и важные темы.
Например, кто прав – ребенок, который хочет взять от жизни все и быть лучшим, как его учили в детстве, или родители, которыми движет не только честность, но и хорошо знакомый взгляд на мир «перед людьми стыдно»? А как насчет ситуации, где один партнер подавляет другого и не дает ему свободы выбора? Именно так ведет себя властная и дерзкая мать семейства. И, в конце концов, действенен ли шантаж, угрозы и сила, примененные к родному человеку? В фильме эти методы используют по обе стороны баррикад, а их результат показан очевидно и просто. Но, возможно, стоило вовсе отказаться от комедийного формата – тогда, вместо банальных гэгов зритель получил бы нечто более мудрое и качественное.
Есть в фильме и еще одна очевидная ошибка – попытка уместить в одно кино сразу все. Еще раз срабатывает стереотип о том, что такая проблема свойственна молодым режиссерам. Как будто Никита Владимиров боялся не успеть, что-то упустить и не раскрыть тему полностью. В картине смешались и взаимная токсичность, и проблемы поколений, и детские травмы, и поврежденная модель отношений отца и матери. В итоге на экране зритель видит попытку сказать абсолютно все об отцах и детях в рамках одного кино – что, конечно, невозможно.
Добавляя к своей работе легкий комедийный формат, режиссер получил нечто эклектичное и не очень внятное, хотя местами и умное, и дельное, и оригинальное. Так и хочется провести здесь работу над ошибками, но есть возможность увидеть только то, что уже получилось. Остается надеяться, что зритель сможет выделить в «Родителях строгого режима» все самое удачное и унести с собой.