Любой из нас, кто хоть раз читал или смотрел новости, знает о том, что одна из главных проблем Европы — огромное количество беженцев и приезжих. Видимо, больше всего это волнует Филиппа де Шоврона, который в очередной раз решил снять легкую комедию о толерантности и взаимодействии культур на территории Франции. Предыдущий фильм Шоврона («Безумная свадьба», 2014), конечно, для русского зрителя покажется довольно гиперболизированным. Ну не прочувствует простой россиянин этого негодования чистокровного француза по поводу свадеб своих дочерей на еврее, арабе или китайце. Возможно, поймет, но не прочувствует. «Безумные соседи» же не грешат зацикленностью на одной только проблеме национальностей. Этот фильм гораздо органичнее и живее.
Сразу стоит пресечь обвинения в адрес режиссера по поводу названия. По какой-то неведомой причине переводчики решили, что фильм À bras ouverts (дословно: «С распростертыми объятиями») необходимо по аналогии с «Безумной свадьбой» перевести как «Безумные соседи». Когда как «Безумная свадьба» была совсем не безумная и даже не свадьба (в оригинале Qu’est-ce qu’on a fait au Bon Dieu? — «Чем же мы разгневали Бога?»). Оставим это на совести переводчиков, почему-то невзлюбивших французские комедии…
Возможно, причиной этому послужила очевидная преемственность фильмов — та же тема, те же главные актеры. Кристиан Клавье все тот же закостенелый француз, изо всех сил пытающийся быть толерантным, а Эри Абиттан тот же иностранец, который, как говорится, идет в чужой монастырь со своим уставом. Только теперь он не еврей, а глава цыганского табора.
Помимо смены национальности, с которой в этот раз враждует (точнее: имеет недопонимания) Клавье, нужно заметить и другой немаловажный сдвиг — теперь это не только комедия о лавировании между толерантностью и расизмом, это и фильм о проблеме поколений. Есть Фужероль и его жена — несмотря на то, что в молодости они были теми еще бунтарями, им сложно отказаться от привычного комфорта и стерильного уюта. А есть их сын, Лионель, который готов отправиться путешествовать с цыганский табором, готов отказаться от рафинированной жизни, потому что для него дело превыше слов. Заставляет задуматься: что бы выбрал ты? Кинуться в пучину кочевой жизни или рассуждать о лояльности к приезжим, сидя в своем собственном особняке?
Несомненно, «Безумные соседи» обладает более целостной, продуманной идеей, нежели «Безумная свадьба». А если отвлечься от сравнений с предыдущими работами Шоврона, то можно смело советовать фильм как легкую, в меру смешную и изящную французскую комедию.