Кино-панк

«Битва»: бюджет освоили, про сценарий забыли

Недавно на экраны вышел российский фильм о танцах «Битва». Его режиссером стал увлекающийся танцами Анар Аббасов, а продюсером – Алексей Учитель. «Кино-Панк» рассказывает о том, почему идея фильма заслуживает только хороших слов, а реализация – отрицательных.

Уличный танцор Антон посвятил всю свою жизнь танцам. Они в буквальном смысле являются всей его жизнью – это и карьера, и хобби, все друзья и отношения тоже находятся в мире танцев. Антон – настоящий виртуоз, идет на риск, завоевывает призы и находится на грани заключения успешнейшего контракта в своей жизни. Но все планы мгновенно прерываются после неудачного падения. Антон теряет слух. Теперь парню нужно учиться жить по-другому, а главное – распрощаться с танцами. Ведь как человек без слуха может чувствовать музыку! Или может?

Фрагмент из фильма «Битва»

Фрагмент из фильма «Битва»

Идейная составляющая картины – самое сильное, что в ней есть. Зритель видит принципиально свежий посыл для жанра «танцевального кино». Подобные фильмы обычно содержат в себе установки: не сдавайся, иди напролом, гни свою линию и добьешься успеха. Идея «Битвы» же выглядит более глубокой. Да, главный герой сражается за свое место под солнцем и право заниматься тем, что он любит. Но он делает это, не побеждая окружающих врагов – их в картине фактически нет: есть только закоснелое, стереотипное мышление, в том числе поначалу и у самого героя. Он не пробивается из аутсайдеров на вершину, а пытается вернуться на нее после поражения — а это всегда сложнее, чем начать с нуля. И, пожалуй, самое главное – герой не стремится достичь общепризнанного успеха, а создает свой собственный и делает свое предприятие популярным самостоятельно. Он, не имея слуха, изобретает свою версию танца и обучает других, доказывая, что все меняет конкретный человек, а не абстрактное общество. Очень в духе времени выглядит установка, которая отказывается признавать людей с ограниченными возможностями нетрудоспособными. Антон не пытается победить болезнь, он старается выиграть битву с мнением, что болезнь мешает жить и радоваться жизни.

Кадр из фильма «Битва»

Кадр из фильма «Битва»

Хорошо выглядит и то, что он начинает тренировать именно детскую команду. У детей, с одной стороны, особенно хрупкая психика, которая может повредиться навсегда, если они поймут, что неполноценны. А с другой стороны – именно дети могут пойти наперекор общественным установкам и болезни, если у них будет умный, упорный и добрый наставник. Именно работа с важными социальными проблемами, идеями о возможностях каждого, о равенстве, поддержке и адаптации (все эти темы особенно актуальны последние несколько лет и все набирают популярность) делает «Битву» оригинальным танцевальным фильмом. Свежо и гуманно выглядит попытка рассказать о преодолении не через воинственность, а через смирение и умение видеть новые пути.

Но насладиться идеей, к сожалению, у зрителя вряд ли получится. Реализация замысла, как и вообще всего фильма выглядит сырой, отсталой, и несерьезной.

Кадр из фильма «Битва»

Кадр из фильма «Битва»

Съемка картины выглядит так, что у зрителя возникает ощущение: съемочная команда просто осваивала бюджет или пыталась показать сразу все, что умеет, не рассуждая ни о задумке, ни о композиции. Стиль кадров чередуется с ужасающей скоростью, и общая картинка смешивается в одну неразборчивую кучу. Например, в середине кино возникает съемка с воздуха, кадр ровно перпендикулярен земле. Герои просто идут по парковке и в таком стиле нет ни потребности показать драматичность происходящего, ни удивить зрителя. Но такой стиль использован, причем всего в одном кадре – во всем остальном фильме к этому формату оператор не прибегает.

Кадр из фильма «Битва»

Кадр из фильма «Битва»

Проблемы есть и с диалогами и мотивацией героев, а точнее – с их наличием. Ни главный герой Антон, ни окружающие его люди почти ничего не говорят, не объясняют свои поступки, иногда даже появляются из ниоткуда. Неизвестно, почему сразу после травмы Антон расстается со своей девушкой-танцовщицей, хотя она поддерживала его и пыталась понять. Неясно, почему парень влюбляется в своего сурдо-преподавателя, а она отвечает ему взаимностью без хотя бы минимального предшествующего разговора. Непонятно, почему именно Антон решает не сдаваться – с ним не происходит никаких изменений, кроме повышения уважения к людям с особенностями. Непонятно даже, почему целая толпа детей захотела танцевать и отдать этому все свободное время, едва увидев Антона в своей школе.

Остальные мелкие логические погрешности (например, команда неслышащих и никогда не танцевавших детей разучивает танец на всероссийский конкурс примерно за 2-3 месяца и побеждает) и просто недостаток нужной атмосферы (музыка, играющая на танцевальных баттлах, в реальных конкурсах не используется уже около 10 лет) не так важны, но все же ощутимы. К сожалению, они окончательно портят впечатление от фильма, который был задуман как социально-танцевальная драма, а получился смазанным и как будто сделанным через «не хочу». Оценивать «Битву» сложно и очень хотелось бы дать фильму второй шанс, но, увы, любой зритель оставит своей вердикт не в графе «могло бы быть», а в «как есть, так и есть».

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018