КИНО-ПАНК

Ты не избранный: «Бегущий по лезвию 2049»

Согласившись снимать сиквел знаменитой фантастики 1982 года «Бегущий по лезвию», Дени Вильнев сделал шаг в сторону минного поля. Любые кино-продолжения вызывают многочисленные споры и полемики по поводу того, чем новая картина хуже предыдущей. Господа из Scott Free Productions знают об этом не понаслышке, но возможно ли было устоять перед соблазнами возродить «Бегущего» и получить монетку? Таким образом, Вильневу пришлось стать тенью Ридли Скотта, ведь «2049» не получился самостоятельным фильмом, а стал красивым и логичным дополнением.

Новому дитя вполне можно дать имя Гаргантюа. Проект оказался масштабным и привлек ещё трех режиссеров для съемок короткометражек, рассказывающих предысторию ключевых событий: «2036. Восход Нексуса», «Некуда бежать», «2022 – Обесточивание». Мини-фильмы являются неотъемлемой частью повествования, так как во многом обличают спрятанные страницы основного сценария. «Восход Нексуса» раскрывает персонажа Джареда Лето, «Некуда бежать» служит направляющей к завязке «2049», «2022 – Обесточивание» повествует о блэк ауте, во время которого были взорваны базы данных обо всех репликантах.

Спустя 31 год после оригинальных событий обстановка в Лос-Анджелесе практически не изменилась. Неоновая реклама, проливной дождь, толпы людей. Режиссер создал отличный черновик города, но, к сожалению, не сделал его отдельным героем. Поставив на сложный сюжет, авторы практически не уделили внимания планам мегаполиса будущего. Офицер «К» постоянно находится в замкнутом пространстве: в отделении полиции, у себя в комнате (дизайн которой напоминает комнату майора Мокото из «Призрака в доспехах»), в машине. Такое упущение компенсируется презентацией новых технологий, а именно живых голограмм, которые появляются на улицах и в заброшенном отеле Декарда. Одна из них — спутница офицера. Она наделена разумом, способна синхронизироваться с телом репликанта и более человечна, чем сами люди.

Бегущий по лезвию 2049

Вопросы о человечности поставлены прямо. Сомнений по поводу того, кто есть главный герой, репликант или живорожденный, не возникает. Создатели сами дают все ответы и даже заявляют о тождественности обеих пород. Ведь на 2049 год основными отличиями «кукол» от людей остаётся: отсутствие имени, серийный номер внизу правого глазного яблока и имплантированные воспоминания. Наличие имени, в целом, проскальзывает красной нитью по всему сюжету в качестве атрибута, приписываемому именно человеку. Дать репликанту имя, стереть базу данных — значит свести границу различия до минимума, до толщины лезвия бритвы.

Режиссер подарил публике хорошую возможность — стать свидетелем перерождения андроида. До сих пор оставалось неизвестным, как «куклы» смогли отбиться от рук кукловода. Благодаря второй части всё встало на свои места. Герой Райана Гослинга, к сожалению, не увидит штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону, но он откроет для себя нечто большое. Он познает свою сущность, а вместе с тем обретет и имя.

Несмотря на то, что «Бегущий по лезвию 2049» потерял глубину повествования, он сохранил прекрасную художественность: загадочные водяные блики на стенах, интересные переходы от синего к оранжевому и продуманный несуразный стиль людей будущего; так, плащ офицера с овечьим мехом выглядит также неуместно, как и шуба Рейчел. Этот фильм, подобно другим работам в жанре киберпанка: «Акира» (1988), «Призрак в доспехах» (1995, 2017), предстает прекрасной, хоть и не утопичной, фантазией о нашем мире, вместе с тем поднимающей не самые простые вопросы.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018