На свет выходит фильм «Темная сторона» — кино на хорошо знакомую тему, снятое еще не знакомым публике режиссером Генри Джейкобсоном. Мария Михайлова рассказывает, удалось ли начинающему кинематографисту создать напряженный триллер, который запомнится зрителю.
Эван – мужчина, которому часто приходится иметь дело с проблемами и эмоциями других. Он работает школьным психологом и пытается хоть как-то разговорить нервных подростков, которые замыкаются из-за проблем в семье. Он хорошо понимает детей: у него самого есть детская травма и сложные отношения с матерью. К тому же он сам вот-вот станет отцом. Но помочь ребятам непросто – они замыкаются в себе, а в мире вокруг все так же много злобы и опасностей. В жизни Эвана скрещиваются три мира: свой собственный, семейный и профессиональный, и в каждом из них его ранит несправедливость, приводя его во все большее бешенство и отчаяние. Так у мужчины открывается его темная сторона – он решает отомстить всем тем, кто может причинить опасность его семье и подопечным.
«Темная сторона» — триллер на хорошо известную тему о попытках наладить некое подобие справедливости с помощью убийств. Уже благодаря успеху «Декстера» стало понятно, что история о маньяке, который борется за некую истину (в какой-то мере даже понятную самим зрителям) – беспроигрышна. Она позволяет сделать и напряженное, щекочущее нервы кино, и добавить в него щепотку идейности, глубины. Генри Джейкобсон действительно не прогадал с решением и, кроме того, удачно вписался в социальную повестку. Зрителям все интереснее становятся триллеры именно с травмированными убийцами и размышления на тему жестокости.
В «Темную сторону» поместили достаточно интересных элементов, над которыми можно рассуждать. В первую очередь это, конечно, тема ответственного воспитания. Она рассматривается с трех разных точек зрения: со стороны матери-абьюзера, любящего, но нестабильного отца, и дополнительной школьной психологической поддержки для детей, у которых есть трудности в семье. Зрителю оставляют ряд нерешенных вопросов – можно ли помочь ребенку, не влияя на его родных, всегда ли человек замечает, что причиняет другому страдания, мог ли кто-то из жертв Эвана измениться, если бы с ним поработал психотерапевт. Именно благодаря проблематике обращения с детьми «Темная сторона» мог бы с полным правом стать приятным фильмом, который можно посмотреть и запомнить. Помешало успеху только техническое воплощение – при всех попытках режиссера сделать что-то качественно удивляющее, на экране появляется неприятный и иногда шокирующий результат.
В картине очевидно не скупились на жестокие и кровавые сцены – что, конечно, вполне оправдано жанром. Но большая часть подобных эпизодов получилась неудачной из-за странного, нелепого сочетания художественных средств. Генри Джейкобсон бросается в крайности, пытаясь лавировать между классикой остросюжетного кино и современными натуралистичными приемами. Медсестра в душе, которая резко оборачивается, видит сверкающий нож в руке маньяка и получает смертельный удар в сонную артерию – отсылка к Хичкоку, причем настолько очевидная и дословная, что не обладает никакой уникальностью. А спустя несколько кадров зритель видит сцену родов жены главного героя, которая показана без какой-либо цензуры, в мельчайших деталях – что может вызвать у зрителя лишь отвращение и вопрос: «а зачем мне это показывают»? Здесь кроется главная ошибка в художественной реализации фильма, которую допустили, возможно, из-за недостатка опыта, а может, просто из нежелания стараться. Все постоянные изменения стиля съемки, технических подходов, переход от буквальных отсылок к попыткам шокировать зрителя говорят о том, что у режиссера не сложилось понимания, как сделать триллер со своим неповторимым почерком. Потому-то аудитория и не увидит логики в использовании всех этих приемов – ни эталонные сцены убийства, ни новаторские ракурсы не несут в себе единого замысла и хоть сколько-нибудь читаемой смысловой нагрузки.
«Темная сторона» получилась странной компиляцией образов и сцен, но при этом с хорошей и интересной для разработки идеей. Вероятно, поэтому этот триллер вызывает смешанные эмоции и обидное ощущение недосказанности, которое появляется, когда с хорошим материалом и базой не сумели грамотно поработать. У фильма все еще есть шанс быть замеченным, но запоминающимся на долгие годы – вряд ли.