Культовый аниме-фильм «Принцесса Мононоке» повторно показывают на большом экране, несмотря на то, что он существует уже почти четверть века. Мария Михайлова рассуждает о том, почему картина 1997 года снова так актуальна в 2019-м.
Впрочем, «снова» здесь прозвучало неуместно. Хаяо Миядзаки всегда стремился создавать произведения, которые будут нести в себе сочетание остросоциальных проблем и вечных размышлений о жизни, любви, гармонии. Поэтому «Принцесса Мононоке» будет актуальна всегда. И все-таки сейчас – особенно. Почему?
Во-первых, лежащая на поверхности аниме экологическая повестка. Если в конце прошлого века во многих государствах только начинали предприниматься первые шаги по охране окружающей среды, то сейчас планету буквально захватывает эко-бум. Люди увлечены вопросами переработки пластика, безотходного производства, стараются меньше вредить природе и питаться органической едой. В «Принцессе Мононоке» явно виден посыл: убивать лес то же самое, что убивать саму жизнь. Алчные до железа люди совершают страшную ошибку, вторгаясь во владения природы, и природа мстит, и ненависть множится.
Во-вторых, это та самая ненависть двух категорий, двух жизненных принципов – созидания и сохранения. Несмотря на то, что мир стремится сохранить природу, он так же стремительно от нее удаляется. Миром правят два короля: с одной стороны – небывалый технологический прогресс, а с другой – попытки восстановить леса, очистить реки, помочь животным. Часто обе стороны конфликтуют, как деревня воюет с природой в аниме. Но в фильме дается ответ: искать точки соприкосновения, гармонии. Вовсе необязательно отказываться от новых изобретений, но нужно стремиться делать их дружественными окружающей среде. И опыт показывает, что такой подход сейчас наиболее успешен.
В-третьих, проблемы инвалидности и гендерного неравенства. В картине Эбоси выступает в роли героя, продвигающего в общество новые ценности и законы справедливости. Она не боится прокаженных и дает им кров и работу, она спасает проституток из рабства и дает им возможность жить честным трудом. В отношении женщин к мужчинам также чувствуется иронический подтекст, намек на некоторые радикальные формы современного феминизма («мужчинам нельзя доверять», говорит Эбоси). Тем не менее, хорошо видно, что Миядзаки уважает право женщин быть сильными (даже в буквальном смысле – они куют железо), и это видение особо значимо сейчас, когда движение за права женщин набрало такую силу.
В-четвертых, Миядзаки активно выступает против милитаризации общества. «Принцесса Мононоке» показывает зрителю – ключ бед даже не в железе, а в оружии, которое из него делают. Из-за него идут войны между людьми. Из-за него звери не просто погибают, а превращаются в оборотней, одержимых ненавистью, потому что ничего, кроме ненависти, оружие посеять не может. Важно, что ни Аситака, ни Сан не пользуются ружьями и взрывчаткой. Их клинки — средство самозащиты и личной мести, а не орудие массового поражения. В нашем же мире остро стоит проблема милитаризации и идут тяжелые, пока не очень успешные переговоры о разоружении.
Так, «Принцесса Мононоке» доказывает, что очередное ее появление на экранах актуально именно сейчас. Но в фильме все еще остаются и другие, философские идеи. Миядзаки рассуждает о природе добра и зла и делает вывод, который ломает привычную картину мира. По его мнению, во всех формах жизни есть хорошее и плохое, умное и глупое. Лесные жители не всегда поступают мудро, а в мире людей тоже существует своя форма гармонии. В «Принцессе Мононоке» нет «врагов» и «героев», а есть лишь разные стороны мира, которые нуждаются в понимании друг друга. И нет в мире законов и вождей, за которыми все должны следовать слепо. «Я должен посмотреть на все незамутненным взглядом», — говорит Аситаки, и эта фраза становится центральной в фильме. Именно поэтому кумиров не должно быть ни у одной стороны, потому что они делят мир на черное и белое, даже если сами, как Сисигами, являются и тем, и другим сразу. Именно поэтому Бог леса должен умереть, потому что стереотипам и несправедливости, считает Миядзаки, нельзя существовать.